К десятилетию «СТИ» Сергей Женовач готовит премьеру. Вместо заявленного ранее Зощенко выйдет «Самоубийца» Николая Эрдмана. «Хочется сделать спектакль-высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, поразмышлять о сегодняшнем «маленьком человеке», – говорит режиссер. – Мысль главного героя Подсекальникова о том, что «жить хочется», на работу ходить хочется, любить хочется, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна».
У пьесы «Самоубийца», написанной 28-летним Эрдманом в 1928 году, непростая судьба. При жизни автора она не печаталась и не ставилась. При этом интерес к ней был огромный: и Станиславский (сравнивал Эрдмана с Гоголем), и Мейерхольд (называл его «русским Мольером»), и Театр Вахтангова начинали работать над пьесой, но постановки были закрыты решением Главреперткома. В 1932 году Мейерхольд снова вернулся к «Самоубийце», но после закрытого просмотра спектакль был запрещен партийной комиссией.
Попытки поставить Эрдмана были безуспешны и во время хрущевской «оттепели»: спектакли в Театре Вахтангова и в Театре на Таганке – запрещены. Спектакль Театра Сатиры, поставленный в 1982 году Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация на русском языке появилась лишь в 1969 в ФРГ, а первая постановка состоялась в Швеции.
«Николай Робертович – уникального склада писатель. Есенин и Маяковский даже считали, что он стихи писал лучше них, – говорит Женовач. – Эрдмана осудили, сослали, но он же много всего оставил, и сколько фильмов вышло: «Веселые ребята», «Волга-Волга». Это и сказки «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», на которых уже наше поколение выросло. Мы сами не замечаем, как разговариваем эрдмановскиим эпиграммами и фразами».
Три поколения студийцев Сергея Женовача сыграют премьеру 1 марта, и в этот же день «СТИ» исполнится 10 лет.
вся пресса