«ДА» ПРОДОЛЖАЕТ НАЧАТУЮ В No165-166 ПУБЛИКАЦИЮ ОПРОСОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДИРЕКТОРОВ О ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ТЕАТРОВ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ.
ВОПРОСЫ:
1. Поделитесь, пожалуйста, положительным опытом, приобретенным вами
и вашими коллегами за время пандемии, если таковой имеется.
2. Карантин многими воспринимался как внезапно образовавшееся
свободное время. Наверняка у вас, как почти у любого человека, есть
некоторое количество дел, оставленных «на потом». Удалось ли вам сократить
список таких дел за время карантина?
3. Как пережил карантин ваш театр?
4. Что вы успели сделать онлайн за время карантина?
5. Есть ли премьеры, от которых вы отказались, сочтя их несвоевременными,
и названия, которые, напротив, появились в планах как более
соответствующие моменту?
АЛЕКСАНДР ФОКИН
ДИРЕКТОР
«СТУДИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
(ФИЛИАЛА МХТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА)
1. Я бы сказал, что положительного опыта нет. Только если воспринимать его «от обратного». Мы лишний раз убедились в том, что театр не существует без живого взаимодействия зала и сцены, без зрителей, которые ежевечерне приходят в зал, а не сидят перед экранами телевизоров или компьютеров. Любые карантинные меры — это большой ущерб для театра: в первую очередь, творческий, а также экономический, репутационный, моральный.
2. Какого-то подобного списка дел у меня нет: если что-то нужно сделать, я обычно делаю это сразу. Да и не могу сказать, что в карантин освободилось сильно много времени. Чисто по административной линии работы осталось столько же, а то ее и прибавилось, может быть. К тому же, когда ты исполняешь свои трудовые обязанности не в театре, а дома, где так много отвлекающих факторов, работа получается не такой продуктивной. Возможно, в эти месяцы
я больше времени смог уделить семье, хотя и это относительно.
3. Театр пережил его практически без потерь. Мы сохранили все спектакли и всех сотрудников: как штатных, так и внештатных. Все строго соблюдали карантин: сначала ушли на дистанционную работу, затем в отпуск. С 30 августа вернулись в привычный режим — репетируем текущий репертуар и премьеру, в конце сентября планируем начать играть спектакли.
4. Не очень много, прямо скажем, по той простой причине, что мы, повторюсь, все-таки сторонники живого театра. Никакие видеозаписи, онлайн-трансляции, читки в зуме не заменят той магии, которая возникает между сценой и зрительным залом, поэтому мы не транслировали свои постановки. Тем не менее активности в соцсетях у нас были, например, артисты рассказывали о великих книгах, читали стихотворения, сказки, пели песни. Еще мы приоткрыли нашей публике
закулисье: показали архивные видеозаписи, снятые за сценой во время идущих спектаклей, — возможность попасть в запретную зону, за кулисы всегда очень привлекает аудиторию. Так что мы не пропадали из соцсетей, чтобы, когда всё закончится, зрители про нас вспомнили и снова пришли в театр.
5. Нужно понимать, что Студия театрального искусства все-таки особенный театр — авторский, камерный, находящийся чуть в отдалении от сердца театральной Москвы. Поэтому и ритм жизни у нас не совсем такой, как у остальных театров. В сезон запланирована одна премьера. При этом спектакли, конечно, в чем-то соотносятся с окружающей действительностью, социальной обстановкой, но все же эти факторы не являются главенствующими при формировании репертуара. В апреле мы должны были выпустить спектакль «Старуха» по произведениям
Даниила Хармса и были уже на «финишной прямой», но карантин прервал репетиции. В конце сентября состоялась премьера. Никаких новых спектаклей, связанных с пандемией, у нас нет и не предвидится. О своих планах на грядущий сезон Сергей Васильевич Женовач объявил на сборе
труппы — он планирует выпустить спектакль по «Рассказу неизвестного человека» А. П. Чехова.