В понедельник в здании бывшей фабрики Станиславского, часть которого сегодня занимает “Студия театрального искусства” Сергея Женовача журналистам представили итог завершившихся реставрационно-восстановительных работ в бывшем помещении театра для рабочих медеплавильного и кабельного завода.
Реставрация проходила под девизом «не навреди». Главным для реставраторов было «сохранить настроение, чувства и фабричность». Ведь здание на улице Станиславского построили в те дореволюционные годы, когда Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) еще управлял золотоканительной фабрикой, а также заводом товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин». Получив предприятие по наследству, Станиславский с энтузиазмом принялся продолжать семейное дело, вместе с этим он открыл для своих рабочих читальный зал, создал хор, а через некоторое время и театральный коллектив, выделив бывшие складские помещения под театр. В 1904 году у театра появилось и свое здание. Сцена, сконструированная ещё при Станиславском, существует и теперь, актёры Студии Театрального Искусства выходят на неё практически ежедневно. Правда, по словам пресс-атташе театра Анастасии Арефьевой, сегодня сцена развёрнута в противоположную сторону.
За столетие здание обветшало, раскрошился кирпич. «Фасад был убит», – комментирует Андрей Соскин, генеральный директор строительной компании, которая занималась реставрацией фасада театра. – «Что-то сделать с ним, казалось, невозможно». Но в процессе работы пришел азарт. С не меньшим энтузиазмом Андрей Соскин рассказывал о неординарном цвете швов кирпичной кладки исторического здания. Отреставрированный театр признали лучшим проектом в категории «Промышленная архитектура» в рамках конкурса «Московская реставрация-2011». По словам представителя Департамента культурного наследия Москвы Николая Переслегина, эта работа демонстрирует, что реставрация исторического здания – это «не чемодан без ручки», что можно качественно обновить культурный памятник «со вкусом, изысканно и элегантно».
Многие видимые дефекты того времени, как, например, кривой длинный шрам, выбоина на стене верхнего этажа — следы от пристроек новых помещений, остались нетронутыми. Более того, та же выбоина успешно обыгрывается в спектакле «Река Потудань» Сергея Женовача, выполняя роль той самой реки благодаря виртуозной подсветке. Над интерьерами здания трудился главный художник театра – Александр Боровский (в 2008 году он получил премию Станиславского за эту работу). Задача была не просто «сохранить дух», а создать домашнюю атмосферу для всех работников театра и для зрителей, которые пришли на спектакль. Тут же находится книжный шкаф. «Можно взять книгу и прочесть пьесу», – рассказывает о еще одном шаге навстречу зрителю пресс-секретарь театра Анастасия Арефьева. Выбор литературы, разумеется, не случаен – на полках пьесы и книги авторов, чьи сочинения идут в “СТИ”.
Кроме предметов интерьера привлекает и цветовая гамма внутри театра. Стены первого этажа выкрашены в белый цвет. Но не только для того, чтобы скрыть немолодую, пускай и отреставрированную кирпичную кладку. С приближением большой сцены краски сгущаются: лестница на второй этаж в серых тонах, второй этаж – темно-серый, а зрительный зал и сама сцена – черные. Этот «путь в темноту» должен настроить зрителя на предстоящий спектакль.
Над большим залом – малый, будто еще недостроенный, с торчащими из стен металлическими балками. На самом деле, здесь все готово, и на малой сцене давно идет единственный спектакль – «Река Потудань» (по одноименной повести Андрея Платонова). Стульев в зале всего тридцать шесть, поэтому билеты на постановку расписаны на два года вперед.
вся пресса