История “Студии театрального искусства” началась, можно сказать, с “Братьев Карамазовых” Достоевского. Семь лет назад в учебной аудитории Академии театрального искусства состоялась премьера спектакля “Мальчики”, поставленного по нескольким главам этого романа. О новом театре тогда еще не говорили, но уже было ясно, что студенческий курс Сергея Женовача — нечто большее, чем просто компания талантливых студентов. Достоевский проявил способность этой молодой группы вместе решать сложные творческие задачи — играя классические тексты, оставаться современными, находить радость не только в игре, в постижении характеров, но и в умной сосредоточенности.
За годы, прошедшие с тех пор, “Студия театрального искусства” (кстати, это частное предприятие) превратилась в один из самых известных театров Москвы. Здесь не идут на поводу у зрителя и не гонятся за модой — репертуар исключительно классический, преимущественно отечественный, актеры играют в лучших традициях отечественной же театральной школы. Для зрителя этот театр — убежище от агрессивной внешней среды, поэтому многие, попав сюда впервые, остаются верны “Студии театрального искусства”. Здесь постигают жизнь, не нарушая табу. Здесь верят, что хороший вкус и честность в профессии способны творить чудеса, даже когда задачи попадаются нелегкие. “Ясно, что сам роман неподъемен не только по объему, но и по концентрации идей, мыслей, обилию характеров, столкновений, неразрешенных проклятых вопросов,— говорит Сергей Женовач.— Поэтому наиболее верный, как мне кажется, путь к постижению этой вечной книги — сфокусировать внимание либо на каком-то одном персонаже, либо на какой-то сюжетной линии”.
Спектакль “Брат Иван Федорович” поставлен по 11-й книге “Братьев Карамазовых”, которая охватывает драматические события, происходящие меньше чем за сутки, накануне суда над Митей, обвиненным в убийстве Федора Павловича Карамазова. “Весь город живет в ожидании суда,— комментирует режиссер.— И те, кто с этим связаны прямо, и те, кто косвенно, и свидетели, и убийцы, все находятся в едином пространстве. И в этой истории очень важно то, что возраст актеров совпадает с возрастом персонажей. Герои этого романа — молодые люди в процессе осмысления того, как жить, во что верить и как распорядиться своей жизнью. Часто и в кино, и в театре эти роли играют уже зрелые актеры, и от этого возникает перекос. Получаются рефлексирующие герои, но в романе-то они другие — ищущие истины на пороге жизни”.
Надо сказать, что Женовач не всегда придерживался по отношению к Достоевскому той точки зрения, что нужно ближе рассматривать лишь отдельные сюжетные линии. В середине 1990-х годов он поставил в Театре на Малой Бронной “Идиота” — спектакль шел 3 вечера подряд и был как раз попыткой (весьма удачной, кстати) постичь весь мир этого романа. Но в любом случае к автору в театре Женовача относятся внимательно и даже трепетно. Одну из первых репетиций студийцы даже провели в доме-музее Достоевского в Старой Руссе, городе-прообразе Скотопригоньевска, в котором происходит действие “Карамазовых”.
вся пресса