Сегодня, 31 августа, в московской «Студии театрального искусства» прошёл сбор труппы. Худрук театра Сергей Женовач рассказал о планах на 18-й сезон. Кроме того, он сообщил, что СТИ перестала быть филиалом МХТ и вновь обрела статус самостоятельного федерального театра.
Напомним, «Студия театрального искусства» была создана в 2005 году как частный (независимый) театр федерального подчинения. После того как основатель СТИ Сергей Женовач возглавил МХТ (2018), «Студия театрального искусства» стала филиалом Художественного театра (с начала сезона 2019-2020). В октябре 2021 года на посту худрука МХТ Женовача сменил Константин Хабенский, однако СТИ оставалась филиалом Художественного. Процесс «разъединения» начался в декабре 2021-го и занял полгода — вновь стала самостоятельным (но уже государственным) федеральным театром СТИ в июне 2022-го.
На новый сезон в «Студии театрального искусства» запланированы две премьеры, обе — в постановке Сергея Женовача. Первая была анонсирована в конце февраля 2022 года: в театре приступили к репетициям «Ревизора». Напомним, Гоголь — один из любимых авторов худрука СТИ: с будущими артистами «Мастерской Петра Фоменко», тогда студентами ГИТИСа, Женовач создал «Владимира III степени» (один из самых популярных спектаклей молодого театра), в Театре на Малой Бронной поставил «Ночь перед Рождеством», а в Театре-студии «Человек» — знаковую «Панночку» по основанной на «Вие» пьесе Нины Садур. В репертуаре СТИ также до сих пор сохраняются «Игроки» — 15 лет назад эта постановка Женовача стала одним из первых спектаклей новообразованной «Студии театрального искусства».
Актёрский состав будущего спектакля и распределение ролей СТИ, как обычно, сохраняет в тайне почти до премьеры, но даты первых показов уже известны: 28-30 октября. В постановочной команде — постоянные соавторы Женовача: художник Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник и художник по свету Дамир Исмагилов. «Если всё сложится, как мы задумали, „Ревизора“ будем играть блоками — по 2-3 спектакля подряд, — рассказал Женовач на сегодняшнем сборе труппы. — Мы задумали сценически и театрально непростое пространство, и оно диктует такую непривычную для нас схему работы».
Предполагалось, что вторая премьера сезона 2022-2023 в СТИ будет интернациональной: задумывался русско-американский проект «Наша жизнь в искусстве» по пьесе Ричарда Нельсона. Первые показы истории о гастролях Художественного театра в США (1923-1924) должны были пройти в Нью-Йорке и продолжиться американским турне. Реализация этого замысла стала невозможной, однако второй новый спектакль в СТИ в сезоне 2022-2023 всё же появится. На май намечена премьера спектакля Сергея Женовача по «Виктору Вавичу» Бориса Житкова — одному из самых недооценённых отечественных романов ХХ века. По словам Женовача, постановка этого текста станет возвращением к «заветному названию»: артисты СТИ начинали читать роман ранее, но работа не продолжилась. Теперь же она может стать ответом на вызовы времени, когда «Виктор Вавич» вновь «звучит очень остро», как говорит режиссёр. Заглавный герой книги — молодой человек, который становится околоточным в губернском городе во время первой русской революции. В числе описанных событий — стачки, уличные бои и погромы еврейских кварталов, а судьба Виктора Вавича — своеобразная история нравственного падения.
Житков известен прежде всего как детский писатель. Однако и современники, и сегодняшние критики отмечают, что его книги для взрослых могут войти в число знаковых текстов, написанных на русском языке после революции. А роман «Виктор Вавич» занимает центральное место среди сочинений Житкова. Однако книга по сей день остаётся малоизвестной — в том числе потому, что полное издание (три части) увидело свет лишь в 1999 году. При этом официально «Виктор Вавич» никогда не был запрещён, первые две части (1926-1931) были опубликованы при жизни писателя. Тираж полного варианта романа, вышедший в 1941 году, был уничтожен почти полностью после внутренней рецензии Александра Фадеева.
«Это лучшее, что написано когда-либо о [1]905 годе. Какой стыд, что никто не знает эту книгу», — цитирует Лидия Чуковского слова Пастернака, сказанные уже после смерти Житкова (1938). А современный литературовед Валерий Шубинский, называя «Виктора Вавича» «последним русским романом», уточняет, что это уникальный опыт большой книги, написанной языком прозы двадцатых годов. «Книжка-то очень современная, но изображено (внешне) старое. <…> Разумеется, что в чеховские времена я так бы не писал», — пояснял и сам Житков.
Кроме того, в СТИ планируются новые «самостоятельные работы артистов» — первые режиссёрские опыты актёров театра были показаны в прошлом сезоне. А поскольку многие артисты «Студии театрального искусства» не ограничиваются рамками актёрской профессии, в театре задумали серию вечеров «В свободное время после». «Чтобы артисты представили небольшие программы — концертные, литературные, сценические, — пояснил Женовач. — Если затея понравится зрителям, мы будем делать такие вечера регулярно, два раза в месяц».
Источник: http://oteatre.info/v-sti-v-sezone-2022-2023/
вся пресса