К юбилею Антона Чехова театр “Студия театрального искусства” готовит, пожалуй, самый необычный в России спектакль по записным книжкам писателя. О творческой жизни актеров театра и его планах на будущее с худруком Сергеем Женовачом побеседовала корреспондент “Газеты” Ольга Романцова.
Сергей Васильевич, что изменилось в жизни ” Студии театрального искусства ” с тех пор, как у нее появился свой дом?
Нам стало одновременно легче и труднее. Одно дело — жить на съемной квартире, совсем другое — в своей собственной. Квартирантом легко быть по молодости. Спасибо людям, которые встретились на нашем пути и дали нам приют: Маргарите Александровне Эскиной, Валерию Владимировичу Фокину, благодаря которому мы три года работали в Центре имени Мейерхольда, не зная забот и тревог, спасибо и многим другим.
Теперь у нас есть дом, где хочется работать, сочинять спектакли и их играть. Ведь человеку важен не только дом, где живет семья, но и дом, где он работает, и люди, которые его там окружают. Актеры очень часто посвящают работе большую часть жизни, поэтому лучше репетировать и играть спектакли в доме, где хочется находиться. В доме, который ты любишь и бережешь, сохраняя его атмосферу. Нам ужасно нравится театр, придуманный для нас Александром Давидовичем Боровским.
В репертуаре театра семь спектаклей. Вам не кажется, что для театра это немного?
У нас небольшая труппа, чуть больше 20 человек. И еще несколько актеров, которые приглашены играть в одном из спектаклей. Поэтому семь названий в репертуаре — это нормальная нагрузка: ребятам и так приходится играть практически через день. А ведь им нужно еще по утрам репетировать. Есть и личная жизнь, и творческая жизнь на стороне. Мне вообще кажется, что в театре с небольшой труппой не стоит показывать больше 9—10 названий в месяц. Спокойно ли вы отпускаете актеров на съемки? И как относитесь к их творческой жизни на стороне?
Я не просто спокойно их отпускаю, а всегда радуюсь за ребят. Артист должен все время учиться чему-то новому. Это происходит, если он работает с выдающимися режиссерами, талантливыми коллегами-артистами, встречается с другой художественной эстетикой и иным взглядом на профессию. Только так происходит его развитие, движение вперед.
Я считаю, что и режиссер должен работать не только в своем театре, а ставить спектакли и в других. Нельзя замыкаться в пределах собственного узкого мирка. Да и артисты не принадлежат только одному режиссеру.
Многие художественные руководители театров с вами не согласятся.
И зря. Если мои ребята снимаются у Алексея Учителя или у Карена Шахназарова, или у Андрея Звягинцева — это для них отличная школа. После таких встреч они приходят в театр обогащенными. Как говорил Достоевский в ” Братьях Карамазовых ” , надо жить и не бояться жизни. Путешествовать, читать книги, влюбляться.
А если кто-то из ваших артистов захочет уйти из театра?
Многие отношения рано или поздно исчерпываются и заканчиваются. Не нужно этого бояться. Актерский век короток. Если человеку где-то предлагают хорошую роль, почему он не может ее сыграть? Ведь я не всегда могу обеспечить артистов теми ролями, о которых они мечтают.
Почему же я должен им что-то запрещать? Артист должен выбирать то, что ему предлагает жизнь. Если для него дороги наше дело и работа в этом доме, мы сумеем составить подходящее для всех расписание.
Почему вы назвали свой театр “Студией театрального искусства”?
Сейчас студийность — это рабочее состояние ребят. Мы пытаемся вместе постигать законы профессии, учиться и пробовать. Мне кажется, что проблема театра сегодня — именно отсутствие студийности.
У нас выпускники театрального института зачастую сразу попадают в огромный театральный организм. Проходит год, другой, и о них забывают. Почему? Ведь эти актеры в институте были такими талантливыми! По-моему, проблема в том, что в театре у молодых актеров чаще всего нет возможности творческого роста.
Студия — это та территория, на которой можно пробовать что-то новое, выдумывать, сочинять и чувствовать себя свободным. Ни за что не цепляться и не относиться к работе как к пожизненной обязанности друг перед другом. Жизнь непредсказуема, в ней может случиться все что угодно. Одна актриса влюбится и станет мамой, а другая разочаруется в актерской профессии и выберет другую. Это нормальные жизненные ситуации. Счастье, когда супруги могут прожить вместе всю жизнь. Но так бывает не всегда. Я отношусь к нашей студии как к гибкому, саморазвивающемуся организму и стараюсь не быть помехой для этого развития.
Какой станет в будущем студия?
Мне близка мысль Евгения Багратионовича Вахтангова: ” Школа — студия — театр ” . Рано или поздно студия становится театром, как стала театром ” Мастерская Петра Фоменко ” . Теперь у нее большая труппа, свои правила жизни и законы. Нельзя ничего загадывать или навязывать: жизнь сама все расставит на свои места.
Чем собираетесь удивлять зрителей в новом сезоне?
Нас по-прежнему не отпускает Антон Павлович Чехов. Нам хочется сделать одну большую работу, в которой была бы занята вся труппа. Это ” Записные книжки ” Антона Павловича Чехова.
Для нее кто-то пишет инсценировку?
Мы будем играть ” Записные книжки ” Чехова — 141 страницу записных книжек, 30 листов его так называемых набросков на отдельных листах и вторую и третью книжки, буквально по пять шесть страничек.
Я бы назвал это театральным исследованием, которое, надеюсь, будет интересно не только для нас, но и для зрителей. Мне хотелось, чтобы выпускники моего курса и ребята, которые окончили РАТИ пять лет назад, встретились с текстами Чехова в упражнениях и этюдах. И за скупыми записями увидели мировосприятие Чехова. Почувствовали бы, как развивается его мысль. Увидели, как зарождались идеи повести ” Три года ” , пьесы ” Вишневый сад ” , рассказов ” Мужики ” , ” Невеста ” и ” Архиерей ” . Надеюсь, что у нас получится озорная, в чем-то даже хулиганская работа.
А планы на вторую половину сезона уже есть?
Мне кажется, что сейчас нельзя планировать весь сезон целиком. Ситуация слишком непредсказуема, поэтому лучше далеко не загадывать.