Спектакль поставил худрук Студии Сергей Женовач по мотивам гоголевского «Ревизора». Зрителю предлагается в прямом смысле окунуться в знакомые перипетии сюжета — действие перенесено в римские термы
К нам в баню едет ревизор — в Студии театрального искусства сегодня премьера — спектакль «Лабардан-с» по Гоголю. Судя по всему, это будущий театральный блокбастер от художественного руководителя Сергея Женовача. Белый занавес, на нем два профиля: Гоголя и Пушкина. И всем известная цитата: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так брат, так как-то всё…». Перед началом спектакля зрителей первого ряда просят не беспокоиться. Занавес резко падает, на сцене — актеры без одежды, но в тогах и полотенцах. Сначала даже задумываешься: а это точно Женовач? Вскоре убеждаешься: да, точно.
Режиссер решил поместить героев «Ревизора» в римские термы. На сцене — парная с бассейном. Получилась универсальная история, в которой обнажаются не только тела, но и души. Продолжает Сергей Женовач:
Сергей Женовач художественный руководитель «У Николая Васильевича Гоголя был любимый город Рим, где он прожил большую часть своей жизни. Вот это Вечный город. Пьеса «Ревизор» это нечто вечное, и сколько будет жить человек, столько будет наша страна — это все время будет в душах, в сердцах отзываться. Гоголь это не натуралистический, не бытовой писатель, это очень лихая образная структура, и работать над ним это счастье, радость и мука одновременно. Мы видели очень много спектаклей, и сейчас наступило время, когда невольно наступает сравнение. Просто сейчас делать читку по ролям в исторических костюмах пьесы Гоголя уже как бы неинтересно. Либо посмотреть спектакль, который нашел бы другой угол зрения и приоткрыл бы чуть иной смысл, чем могут обычно люди увидеть за строчками. За сюжетом, который в общем-то знают все, всегда скрывается внутренний сюжет. Кто его как разгадает — от этого возникает сила театрального сочинения. Когда приезжают в города на проверку ревизоры, всегда их встречают там, где вода, там, где застолье, где баня. Чтобы людей удовлетворить и остаться на своих позициях».
Женовач ровно год назад покинул пост художественного руководителя МХТ имени Чехова. Появилась возможность сосредоточиться на работе в своем театре, который многие считают одним из лучших среди драматических в Москве, и сделать действительно большой спектакль с неожиданным, на первый взгляд, названием. Лабарданом в гоголевские времена называли треску. «Полный лабардан-с!» — повторяют герои.
Актеры на сцене — как рыбы в воде. Вода тут одно из важных действующих лиц. Хлестакова выносят на сцену, к бассейну, который становится местом важных переговоров. Там можно и взятки брать, и в любви Анне Андреевне и Марье Антоновне признаваться. Женские образы в этом спектакле очень удачные. Городничиху — как говорит Женовач, «женщину с пожилинкой» — сыграла 27-летняя Варвара Насонова:
Варвара Насонова актриса «Мне кажется, так как это театр, а не кино, здесь возраст стирается всегда, сыграть можно и плюс 10 лет, и минус 10 лет. Сергей Васильевич — мастер того, что в театре называется разбором. У нас всегда очень большой застольный период, когда мы просто читаем, разбираем каждую реплику, ищем второй план, третий, подтекст, парадокс. Мне, конечно, очень была интересна Анна Андреевна, ее не так прям много в пьесе, но она довольно объемный образ. Есть такая категория людей, для которых главной ценностью в жизни почему-то является принадлежность к высшему обществу, к каким-то людям «получше». Кем это определяется, не очень понятно, почему? Такие люди были во время Гоголя, он писал про них, такие люди были до Гоголя, к сожалению, такие люди есть и сейчас. Анна Андреевна, конечно, одна из них. Вот это амбиция, которая ведет впереди планеты всей — это грустно, с одной стороны, но и смешно».
Поскольку сценическое пространство спектакля «Лабардан-с» достаточно сложное, его решили играть блоками. Премьерные показы — всю ближайшую неделю. Билеты от полутора до шести тысяч.
Источник: https://www.bfm.ru/news/511834
вся пресса