В Москве открывается фестиваль «Золотая маска» — один из двух лучших театральных фестивалей России. Другой — Чеховский — будет в начале лета. «Маска» же уникальна тем, что вся страна везет на нее самое достойное.
Зеркало пути
Тринадцатая «Маска» пройдет в Москве с 28 марта по 14 апреля. Премия будет вручена 14 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Денежного сопровождения на главном театральном смотре страны не предусмотрено уставом учредителя — Союза театральных деятелей. «Маска» дарит победителям собственно венецианскую маску работы Олега Шейнциса и маленький нагрудный значок-копию с золотом и бриллиантами.
Преодолев 10-летний юбилей, фестиваль передает чувство пути, который проходит вместе со страной. Возникшая в середине 90-х «Маска» всегда более или менее объективно отражала социокультурное сознание общества. Здесь любят говорить: «Какой сезон — такая «Маска».
Непредсказуемый и потому захватывающий период правления Эдуарда Боякова, основателя «Золотой маски», сменился кропотливой работой Марии Ревякиной, до того в качестве театрального директора выведшей в первые строчки театральных рейтингов новосибирский «Глобус» и МХТ им. Чехова.
Сегодня «Золотая маска» — респектабельный фестиваль, рассматривающий театральную культуру как способ консервации лучших черт российской почвы. Эксперименту и новым именам найдется место в номинации «Новация» или в программе Russian Case, формируемой для зарубежных продюсеров.
Титаны сами с собой
«Маска»-2007 обещает битву титанов, причем порой титанам придется бороться с собой самими. Так, в номинации «Драматический спектакль большой формы» представлена работа Сергея Женовача «Мнимый больной» по Мольеру, поставленная в Малом театре для легендарного артиста Василия Бочкарева. А в номинации «Драматический спектакль малой формы» — семейная хроника Лескова «Захудалый род», сделанная Женовачом для молодых и талантливых артистов его «Студии театрального искусства», открывшейся в прошлом году по следам гитисовского выпуска режиссера — так когда-то начинали «фоменки».
В «Захудалом роде» особенно прозвучали голоса Марии Шашловой в роли княгини Варвары Никаноровны Протозановой и Сергея Аброскина в роли сельского учителя Червева. Аброскина называют Смоктуновским наших дней, уже в этом году его можно будет увидеть в кино. Рекламный режиссер Сергей Осипьян, муж Ксении Кутеповой, снявший рекламу «Марса», «Баунти» и Coca-Cola, заканчивает съемки комедии об обществе потребления «Парни с Марса» с Аброскиным в главной роли.
Ведущий режиссер «Табакерки» Миндаугас Карбаускис представлен в «большой форме» и в офф-программе Russian Case «Похождением» по «Мертвым душам» Гоголя, в «малой драматической форме» и в офф-программе Russian Case — «Рассказом о семи повешенных» Леонида Андреева.
Переименовав «Мертвые души» в «Похождение», Карбаускис словно снял с себя обязательства серьезности, тяжкой необходимости причаститься гоголевской фантасмагории. В спектакле играют Олег Табаков (Плюшкин), Сергей Безруков (Чичиков), Борис Плотников (Собакевич) — постановка имеет успех как у широкой публики благодаря актерским работам, так и у рафинированных театралов благодаря режиссерскому взгляду на текст.
Супертяжеловес в «большой форме» — «Нелепая поэмка» Камы Гинкаса. Это третья постановка Гинкаса по Достоевскому после «Записок из подполья» и «К.И. из «Преступления». В «поэмке», объединяющей три главы из «Братьев Карамазовых» — «Братья знакомятся», «Бунт» и «Легенда о Великом инквизиторе» — режиссер впервые озвучил возможность существования Бога. И обжегся пониманием его неиссякающей неуместности среди нас… В роли инквизитора — талисман МТЮЗа Игорь Ясулович, незабываемо играющий в «Черном монахе» Гинкаса по Чехову.
Ленкомовское «Затмение» (по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки») в постановке болгарского режиссера Александра Морфова, скорее всего, найдет свою награду через лучшую мужскую роль — не сдающегося МакМерфи зло, умно и блистательно играет Александр Абдулов, а медсестру Рейчел, мучающую пациентов уколами и сеансами психотерапии — знаменитая ленкомовская Юнона Елена Шанина.
Темная лошадка номинации «Новация» — «Кецаль» (театр DEREVO Антона Адасинского), захватывающая фантасмагория вокруг мексиканского Кецалькоатля в жанре физического театра, чем и сильно DEREVO. Антон — клоун-пересмешник, путешествующий по мифологиям, начинает путь в Мексике, а дальше — куда вывезет импровизация. На «Кецале» приходит мысль и о том, что шемякинская и адасинская фантасмагории эстетически родственны: это мир любимых уродов. Спектакль о том, что человек может быть великолепным животным с непосредственным и красивым движением, одинаково свободно себя чувствующим на суше и в воде. Ближе к финалу по сцене разливается вода, и «деревяшки» брызгаются, пускают фонтанчики. В финальной картине DEREVO в полном составе разляжется на кубах железной арматуры в свете красного софита, как разорванное пушечное мясо, как рванина, оставшаяся от красного флага, которым DEREVO когда-то размахивало на марш-парадах группы «Авиа». Вспоминаешь, что первый спектакль DEREVO назывался «Зона красного».
В балетных номинациях большие шансы у реконструкции старинного балета «Ундина» Пьера Лакотта, виртуозно исполненного балетной труппой Мариинского театра. В опере поборются взбалмошная и современная «Волшебная флейта» Грэма Вика, костюмная «Война и мир» Ивана Поповски (Большой театр) и эпатажный «Фальстаф» Кирилла Серебренникова (Мариинский театр). Интрига на самом деле имеется в номинациях на каждый жанр — для состязания и загадки и создан фестиваль.
Выбор «Профиля». Toп-5.
1. «Захудалый род» Сергея Женовача. «Студия театрального искусства». 10 апреля на сцене Центра имени Мейерхольда. Драма.
2. «Донкий Хот». Студия Дмитрия Крымова при «Школе драматического искусства». 4 апреля в «Школе драматического искусства» на Поварской. Драма.
3. «Москва-Черемушки» Ирины Лычагиной. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 1 апреля на Малой сцене театра. Опера.
4. «Ундина» Пьера Лакотта—Жюля Перро. Мариинский театр. 2—3 марта на Новой сцене Большого театра. Балет.
5. «Король Лир» Льва Додина. Малый драматический театр Петербурга. 12—13 апреля на сцене МТЮЗа. Драма.
Нововведения
Кроме тенденции сохранять традиционный русский психологический театр, коего становится все меньше в качественных образцах, о чем говорят и эксперты, «Маска» по европейской традиции организует параллельные фестивалю события-сателлиты: специальные программы, выставки, концерты. В этом году их беспримерно много. Главное событие спецпрограммы — выставка «PRO-Театр», чья задача — дать труппам России, не участвующим в текущем году в конкурсной программе, возможность представить себя широкому кругу российских и зарубежных театральных деятелей на потенциально большом рынке. В прошлом году в этом мероприятии участвовали 58 театров из 32 городов. В нынешнем — 89. Участники «PRO-Театра» приезжают в Москву и живут за свой счет, но «Золотая маска» предоставляет бесплатный стенд и все возможности выставочного пространства. В специальном буклете на двух языках указывают контакты театра, его параметры. «PRO-Театр» пройдет в Новом Манеже с 30 марта по 1 апреля, вход свободный.
Другой пункт спецпрограммы — семинары. Темы: как представить театр на выставках и ярмарках, принять участие в офф-программе зарубежного фестиваля, наружная реклама и театральная полиграфия, и даже «что организациям культуры нужно знать про СМИ» и семинар по фандрайзингу. Без знания ответов на подобные вопросы на мировой театральный рынок (да и внутренний) лучше не соваться.
Соруководитель фестивалей NET и «Территория» Роман Должанский собирал программу Russian Case для зарубежных продюсеров — отобранное будет представлять Россию на международных фестивалях в будущем году. В их числе — «Господа Головлевы» и «Фигаро» Серебренникова с Евгением Мироновым в главных ролях, «Морфий», «Док.Тор» и «Переход» Владимира Панкова, «Демон. Вид сверху», «Донкий Хот» и «Торги» Дмитрия Крымова, «Федра. Золотой колос» Андрея Жолдака, «Фауст. 2360 слов» театра АХЕ, «Захудалый род» Женовача, «Июль» Виктора Рыжакова.
Кто не дошел
Работа над фестивалем ведется непрерывно в течение года, сбои неизбежны. До него не дошла ранее номинированная «Антигона» в постановке Юрия Любимова. Режиссер поблагодарил за внимание, но взял самоотвод — Любимов уже не считает нужным с кем-то соревноваться и удивлен тем, что «Антигона» — первая постановка Театра на Таганке, заинтересовавшая экспертный совет (хотя она действительно очень удачна и цельна). Анатолий Васильев снял свой спектакль «Каменный гость, или Дон Жуан мертв». Васильев работает сейчас во Франции, репетирует в парижском «Одеоне» и преподает режиссуру в Лионской театральной академии, а «Маска» не сочла возможным указать в фестивальной афише «театр, ранее известный как «Школа драматического искусства». Петербургский БДТ им. Товстоногова снял «Марию Стюарт», так как из всего спектакля были номинированы лишь Марина Игнатова и Андрей Толубеев как исполнители лучших ролей, а у театра был предварительный договор с Чеховским фестивалем на его показ.
Страна и лошадь
Все равно в афише нынешней «Маски» 47 спектаклей, и работы у жюри и зрителей непочатый край. У нынешней «Маски» еще одна особенность: фестиваль считается именно смотром театральной продукции всей страны, но лидерство, бесспорно, у Москвы и Питера. На это обращают внимание все эксперты. И все же надо смотреть не только «столичных». Надо смотреть то, что делают новосибирцы, башкиры, «Саха-театр» из Якутска. Хотя порой московская публика смеется в самых неподходящих местах — еще бы, «чукчи» на сцене. Но «Маска» — именно обо всей стране.
А проблемы — это признак жизни. При всех проблемах, связанных с творческим кризисом режиссеров в провинции, нежеланием молодых брать на себя бремя руководства региональными театрами, «старением» режиссерской профессии и кастингово-сериальным образом жизни актеров даже в благополучных театрах, «Золотая маска» продолжает выполнять функцию летописи российской театральной жизни. Ее уникальность в том, что каждый год она, как рабочая цирковая лошадь, выполняет свой трюк презентации лучшего, не жалуясь особенно на проблемы и усталость.
А проигравшим конкурс не надо забывать — маска красива и выглядит как большая драгоценность, но она слепа — глаза ее закрыты.
«Синдром первых 20 минут»
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии: «Со временем стало ясно, что «Золотая маска» — уникальный национальный театральный фестиваль. Надо с этим смириться, приветствовать и поддерживать — здесь представлены все виды театрального искусства, представлена вся страна. Думаю, фестиваль будет играть все более важную роль в жизни страны, усилится и представительская функция российского театра за рубежом. 2007 год объявлен Годом русского языка, а театр в значительной степени связан с языком. Денег всегда не хватает, у «Маски» есть проблемы с финансовыми ресурсами, нужно привлекать дополнительные. Но еще раз повторю слова Томаса Манна — театр превращает толпу в народ. Если есть желание иметь дело с народом, надо вкладывать в театр».
Роман Должанский, художественный директор фестиваля NET, соорганизатор фестиваля «Территория»: «Проблема взаимоотношений с традицией — одна из ключевых в нашем театре. То, что это дерево способно плодоносить, видно по спектаклям Сергея Женовача, Генриетты Яновской и Миндаугаса Карбаускиса. Но хотелось бы обратить ваше внимание и на тех, кто работает в споре с общепринятым — на Владимира Панкова, создавшего «театр композитора», Дмитрия Крымова, сделавшего «театр художника». На тех, кто вызывает ожесточенные споры и крайние, полярные оценки — Кирилла Серебренникова и Андрея Жолдака. На студентов Школы-студии МХТ (спектакль Аллы Сигаловой «Кармен Этюды») и неутомимых выдумщиков из театра «Тень». Задача программы — держать двери открытыми, подпитывать интерес к русскому театру, который и в лучшие, и в трудные времена является неотъемлемой частью мирового театра».
Екатерина Дмитриевская, член экспертного совета «Золотой маски», театральный критик: «Главные театральные события минувшего сезона случились в Москве и в Петербурге. Но если несколько лет назад Питер был для Москвы серьезным конкурентом, то сейчас мы с большим трудом находим что-то для драматического конкурса — в этом году речь шла буквально о нескольких названиях. Налицо печальная тенденция: художественная стагнация, отсутствие новых, конкурентоспособных режиссерских имен, свежих театральных идей. В провинции лидеров единицы — тех, кто создает свой театр. В Москве есть поклонники и противники режиссера Евгения Марчелли. Но Омский театр драмы, где Марчелли работает, — очень сильный. Марчелли взял в минувшем сезоне творческий отпуск — и фокус карточного домика: один человек выпадает — вся картина меняется.
Вроде бы молодежи дан прекрасный старт. Ее принимают с распростертыми объятиями, платят — сколько просят. Но, к сожалению, реальность не так прекрасна. Взять на себя руководство театром в провинции — на это способны единицы. Я знаю двоих — это Владимир Золотарь в Барнауле и Сергей Пускепалис в Магнитогорске. Третий — Олег Рыбкин (отлично работавший в Новосибирске, его спектакли неоднократно попадали на «Маску»). Он недавно возглавил Красноярскую драму, однако нужно время, чтобы труппа освоила язык нового для себя режиссера. Но, как правило, главный режиссер провинциального театра не волен освобождаться от балласта, не может предложить жилье, а потому не может пригласить актеров, которые ему нравятся. В итоге провинциальный театр живет разовыми постановками».
Ирина Холмогорова, член экспертного совета «Золотой маски», профессор Театрального училища им. Щепкина: «Мне кажется, в нашем театре проблема не только в том, какие возможности предоставляются в провинции молодежи. Вне зависимости и от возраста, и от географии наблюдается исчерпанность идей, она охватывает все возрастные категории, как депрофессионализация охватывает сегодня все области жизни. Многие сегодняшние режиссеры умеют создать картинку, она может даже быть красивой, но комплекс идей, мысль исчерпывается очень быстро. Я называю это «синдром первых 20 минут». И актеры многие тоже… Я видела Николая Симонова, Верико Анджапаридзе, Барро, Вилара, Елену Вайгель, и когда мне говорят, что «икс» великий актер, я сразу вспоминаю тех, кого я видела».
вся пресса