“Студия театрального искусства” готовится к своему второму сезону.
В прошлом году студенты выпускного курса ГИТИСа-РАТИ, с первых дней учебы получившие прозвище «женовачи» по имени своего педагога – известного российского режиссера Сергея Женовача, решили после окончания «alma-mater» не расходиться и создать по примеру своих знаменитых предшественников – «фоменок» – театр-студию. Решимость юных артистов была поддержана меценатами, и на карте Москвы появился еще один интереснейший театр – ««Студия театрального искусства». С первых же дней существования стало очевидно, что намерения создателей театра вполне серьезны: уже первые их спектакли вызвали огромный интерес зрителей и специалистов, пишущих о театре. Дипломный спектакль «Мальчики» по «Братьям Карамазовым», поставленный руководителем курса, стал номинантом главной театральной премии страны «Золотая маска». Большим успехом пользуется спектакль «Мариенбад» по Шолом-Алейхему в постановке Евгения Каменьковича. К тому, что происходит на этих спектаклях, не применимо традиционное слово «аншлаг». Речь, скорее, может идти о буме или столпотворении. Между тем, главным событием в жизни «Студии» и, наверное, настоящей «бомбой» прошлого московского театрального сезона стал спектакль С. Женовача «Захудалый род», созданный по прозе Н. Лескова. Спектакль вызвал шквал восторженных отзывов всех без исключения «зубров» театральной критики. Многие из них после этого спектакля писали об удивительном – не по летам – мастерстве артистов и даже о духовном взлете отечественного театра.
Сейчас «женовачи» готовятся к открытию своего второго сезона, накануне которого собрались на сбор труппы. Сергей Женовач, несколько смущенный обилием телекамер и микрофонов, был заметно взволнован. Он отметил, что, несмотря на кочевой характер предстоящего сезона (здание для театра только строится, правда, есть надежда въехать в него в середине 2007 года), театр будет стремиться формировать свой репертуар. Второй сезон начинается со спектакля «Об-ло-мов-щина…», затем возобновится работа на «Поздней любовью» А.Н. Островского, и концу 2006 года в афише театра будет шесть названий. Второе полугодие начнется с новой работы над гоголевскими «Игроками» – пьесой, которая для Женовача, как выяснилось, всегда была «знаковой, манящей и дразнящей». «Мальчики» станут шулерами и жуликами», – пошутил худрук театра. И уже серьезно добавил: «Мы посвятим этот спектакль нашим учителям. Нам необходимо придумать совершенно неожиданную работу, найти свое «шулерство», свой «всемирный обман». Надо обмануть всех: и зрителей, и знакомых, и друзей, – но не быть обманутыми самим». Женовач отметил, что по мере обретения театром своего дома, можно будет что-то планировать более интенсивно. Но главное и самое трудное, по словам руководителя театра, – «играть каждый спектакль как в первый раз».
– Сергей Васильевич, вы всегда настаивали, что ваше детище – это, скорее, студия, чем репертуарный театр…
-Дело в том, что понятие «репертуар» не противоречит студии. Но студия – это немножечко другое мышление, другой уклад. Это – промежуточное состояние, самочувствие между театральной школой, когда ребята только мечтают стать артистами, и театральным производством – репертуарным театром. У нас нет труппы в полном смысле этого слова: не формируются амплуа или возрастные категории. У нас есть курс, который в свое время счастливо образовался и после которого ребята решили не расходиться. Поэтому у нас – продолжение учебы. Это именно самочувствие. Когда наступит такой момент, когда это состояние уйдет, мы, наверное, перерастем в некий театр и будем думать о формировании труппы.
– Вы в свое время несколько лет руководили Театром на Малой Бронной. Отличается ли самочувствие худрука студии и главрежа солидного театра?
– Я как-то об этом не задумываюсь… Период работы на Малой Бронной был одним из самых счастливых в моей жизни. Там были дорогие моему сердцу любимые друзья-артисты. Там мы все же строили театр, который прокатывает спектакли. Здесь – другое. Мы занимаемся поисками театрального языка и театральной выразительности. Хотя, конечно, мы делаем это для зрителей и тех людей, которых в этот период обретаем. Но важно, что мы продолжаем искать пути в профессию.
– Многие любители театра до сих пор с любовью вспоминают вашу потрясающую команду с Малой Бронной – Надежду Маркину, Ирину Розанову, Сергея Тарамаева, Геннадия Назарова и других. Есть ли надежда, что кто-то из них когда-нибудь придет на работу в «Студию театрального искусства»?
-Все может быть, ни от чего зарекаться нельзя. Но на данном этапе это – студия.
– Вы открываете всего-навсего второй сезон, но слава этого театра уже гремит повсюду. Нет ли опасности, что ваших юных актеров безмерно захвалят?
-Опасность – на каждом углу. Когда не замечают то, что ты делаешь – тоже опасно. И много добрых слов – опасность, и плохое слово – тоже. Здесь самое главное – знать, для чего мы собрались. Для нас это – не красивые слова, а смысл жизни. Это была инициатива самих ребят – быть вместе. Я в эту воду в который раз уже, наверное, не стал бы входить, если бы не видел их стремления. Наша жизнь развивается так сказочно, потому что именно сами ребята что-то отбирают, от чего-то отказываются, чтобы быть вместе и работать. Потому что вместе они сильнее, чем поодиночке. Пока это желание существует, мы будем вместе. Ну а если оно уйдет, все остановится само собой.