В конце прошлого сезона газеты наперебой писали о студентах, которых в стенах Российской академии театрального искусства воспитал Сергей Женовач. Под конец обучения молодые актеры чуть ли не каждый месяц выдавали по новому спектаклю, каждый из которых становился событием,– “Как вам это понравится” Шекспира, “Мальчики” по Достоевскому, “Мариенбад” Шолом-Алейхема, “Поздняя любовь” Островского. Были еще и другие постановки, но и этих четырех хватило, чтобы громко и уверенно сказать: вот вам новый театр! Который родился не по повелению чиновников, не потому, что очередная звезда захотела иметь культурное учреждение собственного имени, и не для того, чтобы получать сверхприбыли от недвижимости в центре города. А потому, что молодым актерам интересно друг с другом и со своими учителями, потому что у них есть талант и хорошая самоуверенность.
Сам Сергей Женовач (его “Мальчики” стали, как принято говорить, визитной карточкой курса) совершенно не стремился руководить новым театром – у него опыт руководства государственной труппой уже был, и не сказать чтобы самый приятный. Но, в конце концов, одно дело – быть наемным главным режиссером, и совсем другое – иметь собственное дело. Тем более что не так часто рождаются в России репертуарные театры, большинство из них вообще существует уже только по инерции, а многие так и вовсе умерли и теперь медленно разлагаются. Наверное, последний театр, родившийся естественным способом,– “Мастерская Фоменко”. А ведь нынешняя мастерская Женовача в РАТИ и есть бывшая мастерская Петра Фоменко. Так что преемственность традиции налицо. “Студия театрального искусства” под руководством Сергея Женовача существует в Москве уже целый год. Нашелся даже меценат, который строит бездомному новорожденному отдельное здание. Однако строительство может затянуться, а театральный рынок жесток. Год без “информационного повода” – и про театр могут забыть. Так что премьера “Захудалого рода”, первой постановки “Студии театрального искусства”, подоспеет очень кстати. Николай Лесков, по неоконченной семейной хронике которого ставится спектакль,– писатель замечательный, но не самый читаемый. Режиссер же считает, что по умению выписывать сильные характеры Лесков не уступает даже Льву Толстому. А что может быть интереснее для русского актера традиционной школы, чем сыграть противоречивый, многогранный характер? Про учеников Сергея Женовача говорят, что они впитали в себя лучшие принципы нашего театрального образования. Однако в связи с “Захудалым родом” режиссер говорит, что ему было интересно, чтобы актеры не просто “вживались в образы”, но и смотрели бы на своих персонажей со стороны. А это уже просто Брехт какой-то! Для зрителей, впрочем, не так уж важно, как соединяются разные театральные системы. Важно, что Женовач и его ученики делают не однодневку, а серьезный, вдумчивый и в то же время не старомодный, а современный и качественный театр.
вся пресса