Раз в несколько лет в одном из театральных вузов вдруг появляется курс, посмотреть на который собирается вся Москва. А еще реже случается такое, когда рождается предчувствие нового самостоятельного театра. Такого рода ощущения потом редко сбываются. В последнее десятилетие пример один – курс Петра Фоменко, ставший основой нынешней Мастерской Петра Фоменко.
Сергей Женовач когда-то учился у Фоменко, а потом вместе с ним преподавал на его, фоменковских, курсах. Теперь он завершает обучение в своей первой самостоятельной мастерской. Вот сюда-то зритель и пошел. Четыре спектакля – “Мальчики” по “Братьям Карамазовым”, шекспировский “Как вам это понравится”, “Поздняя любовь” Островского и “Об-ло-мов-щи-на…” по Гончарову, идущие и в РАТИ, и на сцене Учебного театра ГИТИСа в Большом Гнездниковском, – это пока весь репертуар курса, вполне способного оформиться в самостоятельный коллектив. И если три последних спектакля поставлены режиссерами-студентами Женовача, то “Мальчиков” сделал сам руководитель курса. Сказать, что это инсценировка девяти глав романа Достоевского “Братья Карамазовы”, было бы неправильно. Скорее, это движение по мысли Достоевского, интуитивное, но вполне последовательное, попытка уловить и прочесть ход его рассуждений. Все исследование укладывается в два часа сценического действия без антракта.
Мальчишечья часть курса подобралась удивительным образом. Не в обиду будет сказано, но большая часть ребят – невысокого роста и абсолютно тюзовского сложения. Им словно природой предписано играть подростков. Не знаю, учитывал ли это обстоятельство Женовач, выбирая именно “Мальчиков”. Скорее всего, он руководствовался другими соображениями. Значит, просто счастливо сошлось все воедино.
Публика, приходящая на «Мальчиков», смеется, когда Коля Красоткин, которому, как мы знаем, «14 лет через две недели» (в программке так и написано), произносит фразу о том, что он «неисправимый социалист». Как вообще относиться всерьез к рассуждениям 13-летнего подростка о том, можно ли, не веруя в Бога, любить человечество? Актеру Андрею Шибаршину, конечно, лет поболее, но мы смотрим на него и верим, что ему и в самом деле нет четырнадцати, и смеемся над его взрослыми не по возрасту суждениями. Мы верим отцу Илюши Снегирева, хотя Алексей Вертков – совсем еще молодой человек, играющий возрастную для себя роль, но сомнений в достоверности никаких не возникает.
Публика на спектакле вообще довольно много смеется. Смех бывает разным, сквозь слезы тоже. Но вот когда доктор, приглашенный к умирающему Илюше, говорит его отцу, что неплохо бы мальчика отправить в Сиракузы для лечения в благоприятных климатических условиях, само это слово “Сиракузы” звучит, как если бы предлагался полет на Марс. Ужасно и смешно.
Дворовую собаку по кличке Перезвон играет Сергей Аброскин. Играет вроде бы как в детском театре – в безразмерном пушистом и поношенном свитере (чтобы было ощущение дворняги) со спущенными рукавами, один из которых задействован в качестве виляющего хвоста. Перезвон, как и положено у Достоевского, притворяется мертвым по команде Коли Красоткина «Умри!». А лежа на полу, ударяет хвостом-рукавом, реагирует на малейшее движение своего повелителя, разговаривает с Колей, как человек, только получеловечьими-полусобачьими словами.
Все нюансы поведения собаки переданы досконально и точно, хотя, казалось бы, как это можно сыграть описанное Достоевским: “Собака вскочила и принялась прыгать, визжа от радости”. Пришлось специально заглянуть в книгу, чтобы проверить впечатления. Вообще захотелось перечитать не раз уже прочитанный и, казалось, такой знакомый роман.
Пространство в учебной аудитории с небольшой и мрачной сценой выстроено абсолютно точно, притом что декораций и нет никаких, кроме нескольких стульев и скромного реквизита. Но оно живет, создавая иллюзию скучных городских улиц, нищей комнатенки, в которой обитает обезумевшая от болезни сына и брата семья штабс-капитана Снегирева и его сумасшедшей жены, играющей в детскую пушечку, как дитя. Арина Петровна в исполнении Анны Рудь такова, что другой и вообразить-то невозможно, хотя та же актриса с нестандартной внешностью играет совсем другую роль в спектакле «Как вам это понравится». Там ее Розалинда, девушка знатного рода, так задорна и привлекательна, что и не подумаешь, что она способна сыграть загнанную жизнью клячу, хоть и нестарую совсем женщину, но безвозвратно погибшую для счастья и радости. Алешу Карамазова играет Александр Коручеков – в прошлом актер Сатирикона, ныне – режиссер, ученик Женовача, легко и умно поставивший Шекспира со своими однокурсниками. На его плечи легла нелегкая задача сыграть почти нереального человека – Алешу. Мальчики, как коллектив, в этом спектакле оказались значительнее и убедительнее. Алеша стал пока что неким связующим звеном.
Смотришь на лица молодых актеров, выразительные и не стертые, что часто ценится в их профессии, и думаешь о том, куда только смотрят кинематографисты. Оказалось, что Женовач не разрешает своим студентам сниматься в кино. Наверное, правильно делает. Еще успеют их расхватать и растиражировать в сериалах. В данном же случае лучше попытаться остаться вместе и заявить себя театром. Создание своего театра – дело непростое не столько даже в творческом смысле, сколько в финансово-организационном. Достанет ли у Женовача сил осуществить эту затею, найдутся ли заинтересованные люди, способные помочь?
Говорят, что наступили трудные времена. Но они всегда были нелегкими для театра. Взять хоть Мастерскую Петра Фоменко. Сколько лет прошло, прежде чем коллектив этот получил собственное здание. На его спектакли также ходила вся Москва, а Сергей Женовач поставил с выпускным курсом один из лучших своих спектаклей “Владимир III степени”. Хотя время действительно очень изменилось, и ощущения, которые все мы испытывали в той же аудитории, где играются “Мальчики”, а когда-то игрались “Волки и овцы”, “Шум и ярость”, у фоменок, конечно, иные. Но, возможно, для теперешнего юного поколения атмосфера “Мальчиков” станет духовным и театральным ориентиром.
вся пресса