Спектакли мастерской Сергея Женовача, который ведет в ГИТИСе курс актеров и режиссеров, становятся событием в театральной Москве. Сначала был успех у “Мальчиков” в постановке самого Женовача. Теперь та же участь ждет спектакль “Как вам это понравится” в постановке Александра Коручекова. На этого молодого режиссера стоит обратить внимание руководителям театров.
Питер Брук однажды заявил, что все пьесы Шекспира ему любы, кроме “Как вам это понравится”. Мол, когда злодеи после чудесного спасения из пасти льва или встречи с праведником спешат делать добро, господин Брук “теряет всякое терпение”. Действительно, в этой комедии игровые эпизоды столь изощренны, а словесные дуэли так длинны, что порой кажется, что Шекспир выжимает из ситуаций больше, чем в них содержится.
Режиссер Александр Коручеков выбирает самый адекватный для этой комедии постановочный ход: полушутка-полусерьез, условность игры вместе с нешуточными переживаниями.
Юная Розалинда (Анна Рудь) сначала чуть ли не падает в обморок от любви, но вскоре начинает с упоением играть со своим возлюбленным: всячески обманывать и разыгрывать, испытывая его верность. Так построена комедия Шекспира, так построен и спектакль: нешуточные страсти вызывают потребность не в немедленном их утолении, а скорее в игре. Режиссеру удается показать и все оттенки лукавой игры, и нюансы настоящей влюбленности: одно без другого здесь невозможно.
Арденский лес, куда удаляются герои спектакля, – сказочное место, где можно без памяти влюбиться и в одночасье поменять предмет страсти. Вообще любые превращения героев, а соответственно всякого рода вольности режиссера здесь законны.
Поэтому, когда молодой человек (Сергей Аброскин), играющий старика, заявляет, что ему семьдесят, это кажется вполне естественным, как в любой сказке естественно превращение лягушки в принцессу, тыквы – в карету. А вот и забавная парочка, что все время ходит под зонтиком, – ну пусть прячутся, может, над ними каплет какой-то только им посланный дождь. А у шута (Алексей Вертков) шляпа без верха, на голову нахлобучены лишь поля: ну ведь так держится лучше. Какая разница, что она от солнца не защищает – главное, выглядит уморительно.
В этом лесу, где деревья “обозначаются” шариками, устремленными ввысь, а смертельные стрелы – какими-то летающими штуковинами с ленточками, конечно, ничего страшного не произойдет. Но здесь бродит философ Жак. Шекспироведы точно знают, почему в комедию “Как вам это понравится” прокрался этот рефлексирующий печальный персонаж: период написания комедий у Шекспира завершался, и начинался этап написания трагедий. Некоторые даже считают Жака эскизом к Гамлету.
Жак беспрестанно говорит о тщете бытия, о суетности жизни, о смерти, что поглотит всех и вся. В спектакле Коручекова есть место и для тоски Жака и для веселья остальных героев: предвестие печали делает ценнее радость. Хотя Жак еще не вполне облачился в траур по человеческой жизни – черный плащ надет на голое тело. Учитывая монологи Жака и легкую печаль, что разлита по спектаклю, можно предположить, почему Розалинда так долго и лукаво играет с Орландо (Андрей Шибаршин): может быть, она отдаляет не только момент счастья, но и угасания любви, которое предчувствует?
Словом, до трагедии рукой подать, но лучше пока побудем в Арденском лесу, из которого Жак уходит предаваться размышлениям, сомнениям и терзаниям. Когда молодые актеры выйдут из своего Арденского леса, конечно, для них начнутся приключения не самые сказочные. Поэтому стоит сходить и посмотреть, пока они играют вместе. Конечно, были и огрехи, но Бог с ними. “Как вам это понравится” играют без студенческой эйфории от самого факта пребывания на сцене и беспрестанной самопрезентации актеров, которая обычно и делает спектакли выпускников театральных вузов событиями районного масштаба. Нет никакой причины рвать на себе волосы – мол, “какой кошмар, событием становятся студенческие спектакли, докатились!” Напротив: как здорово, что Сергей Женовач принял эстафету у Петра Фоменко, который больше не набирает курсов в ГИТИСе
вся пресса