Сегодня и завтра, 21 и 22 февраля, на Малой сцене московской «Студии театрального искусства» пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Долгая счастливая жизнь» по одноимённому киносценарию Геннадия Шпаликова.
Сезон 2023–2024, предшествующий 20-летию СТИ, был объявлен «сезоном учеников»: в авторском по сути театре Сергея Женовача выпускают премьеры режиссёры, в разные годы окончившие его мастерскую в ГИТИСе. Первой премьерой стала работа выпускника первого набора мастерской — Уланбека Баялиева. Он поставил на основной сцене театра спектакль «Брехт. Швейк. Вторая Мировая». Следующая постановка «сезона учеников» выходит на Малой сцене, и работает над ней представитель самого младшего поколения «женовачей» — Сергей Тонышев.
Для самого Тонышева текущий сезон начался с премьеры спектакля «Причал» в Театре на Таганке. Эта камерная постановка по одноимённому сценарию Геннадия Шпаликова стала результатом работы лаборатории «Ликбез» (эскиз был показан в предыдущем сезоне). В отличие от раннего, оттепельного «Причала», «Долгая счастливая жизнь» Шпаликова — одно из самых мрачных его сочинений. Этот сценарий лёг в основу единственной картины, которую он снял как режиссёр. Хотя различные тексты Шпаликова и сама его трагическая судьба всё чаще становятся основой для театральных постановок, «Долгая счастливая жизнь» не относится к числу самых востребованных на сцене. Отметим, что в спектакле Тонышева сценарий будет дополнен фрагментами прозаических сочинений автора.
О том, как произошло движение от раннего Шпаликова к позднему, ответственности за участие в «сезоне учеников» и о самом будущем спектакле Сергей Тонышев подробно рассказал нашей редакции: «Конечно, такое „двойное обращение“ не случайно. „Причал“ — это всё-таки очень любопытное студенчество, безоговорочное чувство перспективы жизни: она, жизнь, плывёт, подобно барже. Здесь, в „Долгой счастливой жизни“, уже баржа проплывает мимо, на ней другие люди, не мы. Таким образом, выстраивается некая линия, может быть, законченная. Но всё возникло в процессе: мы показали эскиз „Причала“ ещё в декабре 2022 года, тогда я уже понимал, что хочу сделать „Долгую счастливую жизнь“, но не понимал, где и как. В мае Сергей Васильевич <Женовач. — прим. редакции> предложил сделать работу в СТИ, я подумал, что „Долгая счастливая жизнь“ просто идеально подошла бы на малую сцену. Тот, кто бывал в СТИ и видел портреты авторов, по чьим произведениям идут спектакли, поймёт, что тут важна компания. Геннадий Фёдорович <Шпаликов. — прим. редакции> — человек компанейский, а рядом с <Виктором. — прим. редакции> Некрасовым, Чеховым, Хармсом, Бродским, Эрдманом, Булгаковым — он свой. Хоть и очень особенный, не такой, как они, со своим взглядом на жизнь, но свой.
А вообще предложение Сергея Васильевича меня, честно говоря, ошарашило. Я, конечно, мечтал о том, чтобы сделать здесь работу, чтобы театру дать какой-то свой импульс, и вот, вдруг… Это окрыляет, потому что тебе доверяют, в огромном смысле. Конечно, здесь иная ответственность, чем в любом другом театре, но я эту ответственность стараюсь направить в нужное русло, хочется и для себя шагнуть на другой уровень. Для меня важно было по-своему услышать шестидесятые. Я, конечно же, не жил в то время — что я могу об этом знать? Ничего. Но почему-то чувства и мысли очень сходятся с чувствами и мыслями молодых людей того времени. Важно, что они молоды — и у них ещё есть какое-то время для того, чтобы жить, они хотят жить и хотят быть счастливы в этой жизни. Что в шестидесятые, что сейчас — это чувствуется очень остро, оголённо.
В обоих моих спектаклях по Шпаликову есть некий сочинитель. В „Причале“ — матрос Павлик, в исполнении Сергея Кирпичёнка, в СТИ — Прохожий, Даниил Обухов. Мне показалось это важным. Шпаликов всегда и везде был своим, он был очень близок к съёмочной площадке: неважно, сценарист он или режиссёр, он сам идёт и правит свет, ставит кадр, подбирает артистов, вкладывает свою душу. В сценарии есть момент, когда Виктор залезает через окно в театр и оказывается за кулисами сцены, где идёт „Вишнёвый сад“. Так вот, в нашем спектакле зритель как раз попадает „за кулисы“. Этим миром занимались художник Филипп Шейн, художник по костюмам Владимир Кравченко, художник по свету Дамир Исмагилов, композитор Александра Ярчевская — много художников, а значит, это камерное пространство очень насыщенно, тщательно отобрано, создана целая среда обитания, зритель буквально погружён в неё. Сцены как таковой нет. Зритель внутри спектакля.
В целом Геннадий Фёдорович мне очень созвучен. Чем дальше с ним знакомишься, тем сильнее хочется им заниматься, потому что подключаешься к нему — к этому человеку, к его судьбе, фантазиям, прорывающим жизнь, к его особенному чувству необходимости счастья. Конечно, он открывает ряд вопросов, которые меня будоражат своей простотой и наивностью, с одной стороны, и неразрешимостью, абсолютной искренностью — с другой. Как быть счастливым? А нужно ли? А если я недоволен своей жизнью, считается ли это грехом? Сегодня они весьма странно звучат, на самом-то деле, но оттого становятся более необходимыми и близкими. Я бы очень хотел, чтобы моё поколение открыло для себя этого автора, он абсолютно „нашенский“. Я его понимаю, чувствую, чувствуют и другие молодые ребята, с которыми мы создаём спектакли. Поэтому не удивлён, что его начинают ставить: это прекрасно и сложно, очень сложно».
Помимо упомянутого режиссёром Даниила Обухова, в спектакле заняты Ольга Балацкая и Игорь Лизенгевич. Балацкая и Обухов — однокурсники Сергея Тонышева, выпускники актёрской группы мастерской Сергея Женовача (на режиссёрском факультете ГИТИСа будущие актёры и режиссёры учатся вместе).
На фото — моменты репетиций спектакля «Долгая счастливая жизнь» ©
Источник: https://oteatre.info/tonyshev-v-sti/
вся пресса