«Долгая счастливая жизнь». Мираж по одноименному сценарию и прозе Г. Ф. Шпаликова. Режиссер и автор инсценировки Сергей Тонышев. Художник Филипп Шейн. Художник по свету Дамир Исмагилов. Художник по костюмам Владимир Кравченко. Композитор Александра Ярчевская. Студия театрального искусства. Малая сцена. Премьера 21 февраля 2024.
«Долгая счастливая жизнь» – премьера в СТИ. Режиссёр и автор сценария Сергей Тонышев назвал постановку миражом по одноименному сценарию и прозе Г. Ф. Шпаликова. В небольшом зале, но двусветном, т.е. с большой высотой, отчего пространство при всей камерности воспринимается большим и просторным, всего около 30 зрительских мест. Интимная близость к происходящему здесь важна и необходима, слишком хрупка и тонка история встречи Его и Её.
Они встречаются в театре, где в антракте пиво и танцы, 50-е годы прошлого века, – за кулисами, а точнее застревают в арьере сцены в полотнах громадного полотна горизонта, который обычно изображает небо, и это небо соединяет их в устремлении друг к другу. Она – простая девушка, окончила всего восемь классов, была замужем, но не сложилось: «С ним было скучно». Он – молодой высокий красивый парень, инженер, в Москве проездом, завтра уезжает на родину в Куйбышев, говорит цитатами из классиков: «Коня на скаку остановишь? В горящую избу войдешь?». Она: «Войду, если есть изба и тебе её не жалко». Миг счастья и единомыслия. Она готова ехать с ним на край света. На сцене же идёт «Вишневый сад», звучат голоса мхатовских актёров, почему-то нестерпимо фальшив почти крик Лопахина: «Вишневый сад теперь мо-о-ой!».
В смятении Она наивно просит свою бабушку и Бога («если ты есть»), помочь ей спасти будущее с Ним. На следующий день Она вместе с маленькой дочкой (Варя Евлантьева) идёт к Нему в гостиницу. Они сидят за столом, накрытым незатейливой едой, стоит графин с водкой. Он пьет, Она присоединяется: «Одному пить нельзя!». Он молчит, Она всё понимает: «Значит у нас не случилось, может быть, когда-нибудь мы ещё встретимся». Вот и вся история, была ли эта встреча или только почудилась им.
Рассказывает нам эту историю Автор (в спектакле – Прохожий), наблюдая за своими героями, сопереживая, надеется на лучшее: «Люди должны быть счастливыми». Он же и накрывает героев полотнищем ткани в финале. Ольга Балацкая – Она (Елена) и Игорь Лизенгевич – Он (Виктор) ни разу не обратятся друг к другу по имени и не скажут: «Меня зовут… а тебя?», они разговаривают взглядами, молчанием, короткими фразами. Это словно прозрачная акварель, когда рисунок возникает из размытых контуров и расплывающихся красок. И подлинная чеховская драма жизни с вечным вопросом: «Что мешает людям быть счастливыми?» и ружьём, которое всегда выстреливает и всегда кого-то убивает. Автор же (Даниил Обухов) – растерянный демиург, с улыбкой, доброй и смущённой, но – грустным взглядом, не теряет веры и призывает нас не отчаиваться – мы же ещё живы и значит ещё не всё потеряно…
Сергей Тонышев представил Шпаликова, как тонкого, ранимого поэта, болеющего от несовершенства мира, представил как чеховского героя и как Чехова середины ХХ века. Созданная им история в сотворчестве с Филиппом Шейном (художник), Владимиром Кравченко (художник по костюмам), Дамиром Исмагиловым (художник по свету) и Александрой Ярчевской (композитор) явление живого, подлинного театра, светлая и добрая энергия которого так нужна сегодня, как, впрочем, и всегда. Увеличительная оптика этой энергии решена Сергеем Тонышевым игрой в театр в театре и даже в тройной проекции: зрителям Малой сцены показывается спектакль, действие которого происходит в театре, на сцене которого идет свой спектакль. И есть ещё один театр – теневой, когда в просвете полотна возникают силуэты Ани и Пети Трофимова, вечного студента, признающегося в своей любви, появляется профиль Бабушки, многозначительно рассуждающей о правильности жизненных поступков, – театр, наполненный иронией и игрой масок. Все эти театральные кольца окружают героев, вовлекают в своё кружение, равно как и зрителей, эфемерность театра обретает неожиданную плотность и одновременно истаивает как истинный мираж.
Источник: Вопросы театра (печатный журнал)
вся пресса