Сергей Тонышев поставил «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова. Одна из самых безнадежных историй советского кинематографа не стала более оптимистичной, но обрела возможность новых ответов.
В квадратной комнате с высоким потолком зрителям отдан один угол. Другой закрыт огромным полотном-занавесом с нарисованным водным пространством. Это театр, закулисье, куда попадают герои, ныряя в темноту, забираясь под ткань, оказываясь то на балконе, то за спинами зрителей, то на диагональном ряду кресел, который пересекает игровое пространство. Вода — ключевой образ сценария, и, как героине в детстве, всем здесь предстоит оказаться выброшенными за борт, чтобы «плыть и плакать». Мир спектакля разомкнут вовне: в фойе звучат громкие звонки, туда можно уйти, но все равно придется вернуться «на крупный план», в сосредоточенную тишину, чтобы констатировать и пережить тихую трагедию.
Однодневная история неслучившейся любви по-чеховски жестокого Виктора (Игорь Лизенгевич) и подчеркнуто простой, но обаятельной Лены здесь становится квинтэссенцией множества долгих несчастливых жизней. Огромными распахнутыми глазами смотрит Лена на того, на ком свет клином сошелся, ищет в себе крупицы наивной веры, чтобы в первый и последний раз обратиться к Богу («если Ты есть») с просьбой подарить его ей и к смешной тени бабушки-«колдуньи» (элементов театра теней тут много). Ольга Балацкая играет Лену, не боясь шаржа, утрированной детскости, чтобы в финале с беззвучными слезами спокойно и всерьез сказать: «Я ведь не дура», — отпуская, мужественно принимая ответственность. Отражением ее отчаянной любви становится рассказчик-Прохожий (Даниил Обухов) в шпаликовской кепке, чем-то похожий на автора, говорящий его словами и стихами, ищущий утешения себе и другим. Он, как Лена, обречен на одиночество, и они не могут помочь друг другу. Но внезапный свет в финале есть — дочка Лены (Варя Евлантьева), обаятельная и серьезная рыжая девочка, которая не нарушает общей интонации, но самим своим присутствием, внимательным взглядом необъяснимо обещает возможность выхода. Пусть даже в неизвестном направлении.
Источник: печатный номер Театральная Афиша столицы (апрель 2024)
вся пресса