Спектакль-мираж «Долгая счастливая жизнь» режиссера Сергея Тонышева по киносценарию и прозе Геннадия Шпаликова играют на Малой сцене Студии театрального искусства (СТИ).
Сезон учеников, как определили театральный сезон- 2023-2024 в СТИ, продолжает выпуск спектаклей тех режиссеров, которые окончили мастерскую художественного руководителя этого театра Сергея Женовача. Новую камерную постановку, напоминающую то ли сон, то ли мечту, поставил Сергей Тонышев. Отметим, фильм «Долгая счастливая жизнь» (1966) — это единственная работа сценариста Геннадия Шпаликова, которую он снял как кинорежиссер.
У театра свои выразительные средства и правила игры. И погружение в спектакль- мираж начинается, едва зритель поднимается к Малой сцене. Сразу же почти ныряешь в огромный занавес, окружающий пространство, напоминающий то ли океан, то ли дымку над ним. Тут же будто попадаешь в театральное закулисье: где-то там идет спектакль, сидят зрители, а рядом с тобой продолжается жизнь, скрытая от глаз посторонних. И зритель растворяется в нежности, в которую погружают его артисты.
Сюжет понятен и прост. Геолог Виктор (Игорь Лизенгевич), который в городе проездом, влюбляется в незнакомку Лену (Ольга Балацкая) с первой встречи, а она в него. Он готов увезти девушку с собой, а та решается ехать. Но есть и третий (Даниил Обухов), который всегда лишний, всегда просто прохожий в чужих историях любви.
Главной темой спектакля, кажется, становится рассуждение о счастье и любви. Ведь это то, к чему стремится любой человек, тянется, ищет, теряет и снова находит. Но почему-то именно эти, казалось бы, базовые состояния оказываются недостижимыми. Особенно для тех, кто к ним стремится. Как мираж в пустыне — ты все ближе, он все дальше.
Здесь играют тенями, полутонами, полузвуками, говорят на разные голоса, ведут себя трепетно, заботливо, обращаются к зрителю с расстояния вытянутой руки. Душевные переживания обрисованы незавершенными прикосновениями, волевыми порывами, всеобщим приятием. Часть действия происходит словно за пределами этого камерного мира двух человек и третьего, оглядывающегося на чужие несбыточные чувства. Все, что вне — не важно. Все, что внутри — ценно.
Предметный мир тут гармонично вписывается в плотные эмоциональные переживания. Все вещи на сцене лаконичны и достоверны — ящики, где хранится реквизит, чемоданы, радиоприемник, шаль-паутинка, темные туфли и белые носочки, клетчатая кепка и пальто.
«Долгая счастливая жизнь» — спектакль-настроение, спектакль — признание в любви кому-то из прошлого, спектакль — надежда на светлое будущее. Эта постановка позволяет провести вечер так, словно ты пришел в гости к другу, который рассказывает тебе самые невероятные, но абсолютно жизненные истории за чашкой чая.
Источник: печатный выпуск газеты
вся пресса