С 18 по 29 марта на Новой сцене Александринского театра пройдут гастроли московской «Студии театрального искусства». СТИ привезёт пять спектаклей своего худрука Сергея Женовача, каждая из постановок будет показана дважды.
1 марта московской «Студии театрального искусства» исполнилось 20 лет. Именно к этому юбилею приурочены самые масштабные в истории СТИ гастроли в Северной столице, которые пройдут на необычной для театра площадке Новой сцены Александринки. За 12 дней СТИ представит своеобразный «дайджест» постановок своего второго десятилетия, который завершится новейшей премьерой — спектаклем «Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!».
Начнутся петербургские показы 18 и 19 марта с «Заповедника», основанного на одноимённой повести Сергея Довлатова и текстах Пушкина. Главную роль в этой постановке играет Сергей Качанов — самый старший артист театра и, соответственно, единственный, кто не учился в ГИТИСовской мастерской Сергея Женовача, из которой и выросла «Студия театрального искусства». Однако Качанов был однокурсником основателя СТИ (в первом наборе Петра Фоменко на режиссёрском факультете) и постоянным участником его спектаклей, начиная с дипломных работ и экспериментальных постановок в Театре-студии «Человек».
Спектакль «Заповедник», созданный в СТИ в 2017 году, примечателен и тем, что стал первой «самостоятельной работой» (не вводами в текущий репертуар) для десятка артистов второго поколения театра. Второй спектакль, поставленный с теми же недавними выпускниками, — «Три сестры» — также покажут в Петербурге 26 и 27 марта. Принципиальным решением «Трёх сестёр» Сергея Женовача был выбор сложившегося ансамбля молодых артистов-однокурсников — попытка приблизить возраст участников к возрасту персонажей (поэтому единственного возрастного героя, Чебутыкина, играет Сергей Качанов, а Ферапонта и Анфисы в этом спектакле нет). По итогам сезона постановка получила четыре номинации на «Золотую Маску — 2018».
Продолжит гастроли «эрдмановский» диптих: в репертуаре СТИ одновременно присутствуют спектакли по обеим большим пьесам Николая Эрдмана, «Мандату» и «Самоубийце». Играть их будут в порядке написания текстов: 21 и 22 марта покажут «Мандат», а 23 и 24 марта — «Самоубийцу».
«Мандат» — одна из самых новых работ в репертуаре СТИ (премьера прошла в мае 2023 года). Главный художник театра и постоянный соавтор Женовача Александр Боровский поместил действие в «хранилище культуры» — пространство, похожее на музейный запасник, где на равных правах сосуществуют картины разных эпох. Благодаря им спектакль стал самым «пёстрым» визуально и весьма «подвижным»: герои, например, ситуативно делают выбор между портретами Маркса или Ленина и царской семьи. Главную роль в «Мандате» играет один из «основоположников» СТИ Сергей Аброскин.
«Самоубийца» же — самый давний спектакль в гастрольной афише: в марте исполнилось 10 лет со дня премьеры. Эту постановку в Петербург уже неоднократно привозили, но за восемь лет, прошедших с последних гастролей, актуальность пьесы Эрдмана ощутимо возросла, а «Самоубийца» по сей день входит в число наиболее высоко оценённых критикой и зрителями работ СТИ. Спектакль был отмечен и одной из самых значительных персональных наград: за роль Подсекальникова Вячеслав Евлантьев получил Международную премию Станиславского в номинации «Перспектива».
А 28 и 29 марта завершатся петербургские гастроли СТИ премьерой нынешнего сезона — спектаклем «Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!». Эта работа, основанная на сочинении Сергея Женовача и Александра Боровского по мотивам чеховской пьесы, — экспериментальная попытка сыграть «Вишнёвый сад» не только с минимумом звучащего текста, но и сделав молчание, паузу ключевым выразительным средством. Постановка с Ольгой Калашниковой и Иваном Янковским в главных ролях вошла в «лонг-лист» лучших спектаклей 2024 года по версии Ассоциации театральных критиков (АТК).
Источник: https://oteatre.info/sti-edet-v-peterburg/
вся пресса