В Студии театрального искусства состоялась премьера спектакля по прозе Виктора Некрасова “Кира Георгиевна” (откровенные разговоры). Рассказ инсценировал и поставил Сергей Женовач на Малой сцене, где в зале умещается всего-то 60 зрителей. Художник-постановщик – Александр Боровский.
Малое пространство не оставляет зазора между залом и героями – все происходит на расстоянии вытянутой руки. Актерам некуда деться, не за что спрятаться. Декораций фактически нет. Когда поднимаешься по лестнице в зал, тебя встречают странные фигуры, затянутые материей и крепко перевязанные веревками. Впрочем, одна из них открыта – гипсовый Ленин. Это вход в мастерскую скульптора Киры Георгиевны, где она возлежит на двуспальной тахте с журналом “Декоративное искусство” в руках и явно читает хвалебную статью о себе. А дефицитная и дорогая “Спидола” издает звуки утренней гимнастики, которая начинала каждый день жителей СССР тогда, в конце 1950-х. Главную героиню играет Мария Шашлова. Ведущая актриса театра Сергея Женовача, тонкая, интеллигентная, героини которой обычно вызывают симпатию. Вот и ее Кира Георгиевна – милая, спокойная, уверенная в себе дама, у которой жизнь явно задалась. Наличие множества начатых и законченных скульптур говорит о том, что с заказами у нее все в порядке. А ленинские работы, как известно, тогда многих мастеров здорово поддерживали материально. Нежась в белоснежных простынях, она доверительно рассказывает о себе, фактически общается с каждым из зрителей, для чего актрисе все время приходится поворачиваться во все стороны. Она откровенничает. Приятная такая… До тех пор, пока на ее тахте под простынями не обнаружится еще один персонаж – Юрочка (Андрей Назимов). Ее натурщик и любовник одновременно. Ему 22 года, ей явно за сорок. Зрительская оптика мгновенно меняется. И уже на таком милом лице Киры Георгиевны проступают черты какого-то мелкого, но хищного зверя. А еще у нее есть муж, который обитает этажом ниже – престарелый заслуженный художник. Николая Ивановича играет Сергей Качанов, и его персонаж не может не вызывать сочувствия при таком раскладе. Держа Юрочку как электрика, он, конечно, все знает и понимает. Во всем его облике – печать одиночества при молодой жене, с которой он даже не может поговорить о погибшем на войне сыне и выбирает для этого именно Юрочку – больше некого. Несчастье буквально пронизывает весь его облик: виновато-просящий взгляд, обреченность унылой фигуры. Вскоре он сляжет с инфарктом…
Но вот в этой, так удобно устроенной жизни Киры Георгиевны появляется ее первая любовь – Вадим (Дмитрий Липинский), когда-то подающий надежды литератор, влюбленный в нее по уши. Ах, тогда в 1937-м, до его посадки, все было так весело, так прекрасно. Но ему вкатали 20 лет, и он дал любимой юной жене вольную, чем она и воспользовалась. Во всяком случае в ее рассказе нет никакой рефлексии по этому поводу. И вот он появился в ее мастерской, наткнувшись на Юрочку и все поняв. Но желание выговориться, вернуться в счастливое прошлое заставляет именно Юрочке рассказать о былом, и тот потрясен его рассказом. Честный, откровенный, пострадавший ни за что и тем не менее не обозленный, Вадим пришел не упрекать свою любимую Килю, как называл ее когда-то детским именем.
Попытка вернуться в прошлое обернулась разочарованием для них обоих. Поездка в Киев их счастливой юности, а потом в деревню к матери Вадима все расставила по своим местам. Тем более что на сцену вышла еще одна героиня истории. С доктором Марией Вадим сошелся несколько лет назад на поселении, у них есть сын. И вот она приезжает в Киев и пытается понять, как теперь ей жить. Юная актриса Полина Пушкарук играет эту роль так, что у зрителя горло перехватывает. Нет истерики, но только одна медленно катящаяся слеза на ее щеке говорит больше, чем любые выяснения отношений. Именно после этой встречи Кире Георгиевне становится понятно: она не соперница Марии, и ничего с Вадимом у них не получится – из разного материала они сделаны. Гипс и гранит. В финале скульпторша будет нервно заворачиваться в простыню, пряча рдеющее от вины и стыда лицо…
Оригинал: http://a.mospravda.ru/cul