«Студия театрального искусства» (СТИ), оказавшаяся на грани закрытия в конце 2015 года, весь нынешний сезон готовила документы для перехода в федеральное ведомство. Театр, созданный на инвестиции предпринимателя Сергея Гордеева более 10 лет назад, по просьбе театральных деятелей взяло под опеку Министерство культуры России. Из частного театр стал федеральным. В апреле после долгих переговоров и обсуждений процесс передачи наконец завершен.
На историческом событии, как обозначили в театре торжественное мероприятие, присутствовала вся труппа. Для подведения итогов сложной юридической работы на сцену в декорации спектакля «Записные книжки», напоминающие усадебную веранду, в этот день были приглашены Владимир Мединский, Сергей Гордеев, Сергей Женовач.
Министр культуры начал с юмористической ноты: «Буквально несколько дней назад я вел заседание коллегии Министерства со сцены Малого театра. И вот теперь снова на сцене. Привыкну ведь – не выгоните тогда!» Мединский подчеркнул, что «СТИ – театр с замечательной неожиданной историей, с бессчетным числом номинаций на национальную премию – дипломы вешать уже некуда». «Именно в этом здании жила семья купцов Алексеевых, здесь родился небезызвестный Константин Сергеевич, в миру – Станиславский. Отсюда и начинался русский классический драматический театр. То, что традиция была восстановлена, – огромное спасибо руководителю и вдохновителю коллектива Сергею Женовачу и Сергею Гордееву, который не пожалел своих денег, тем самым восстановив традицию русского меценатства. Мы с удовольствием подхватываем это начинание, берем под опеку знаменитый коллектив. Я уверен, что с приобретением государственного статуса у театра начнется новая творческая жизнь», – резюмировал министр.
Сергей Гордеев, который изначально задумывал в историческом районе Рогожской Заставы построить целый культурный кластер, где был бы также музей Станиславского, был более точным в своем экскурсе в прошлое: «В 1904 году здесь построили здание театра, Станиславский, получивший от отца золотоканительную фабрику, занимал рабочих в спектаклях, отвлекая от пьянства. Но в 1905 году был закрыт: на фоне революционных событий в гримерках обнаружили оружие». Гордеев вспомнил, как приходил в здание, будущую студию, еще тогда, когда с послесоветских времен оно было в удручающем состоянии. И хотел создать театр, ориентированный на западных звезд, которые бы приезжали и играли в Москве Чехова, как Энтони Хопкинс играл в Нью-Йорке дядю Ваню. «Но потом я посмотрел в ГИТИСе спектакль Женовача «Мальчики», который мне понравился. Когда мы обсуждали наш проект по созданию СТИ, решили, что это будет театр, где все – на высочайшем уровне. Пусть постановки репетируются год или два, три, если требуется. Сергею Женовачу также хотелось создать именно студию, чтобы театр стал образовательной лестницей для актерских поколений. Изначально мы уговаривались на пять лет, но в 2010 году продлили наш договор. Почему теперь я решил устраниться? Изначально мы не знали, сколько вообще театр просуществует. То, что он будет таким успешным, – никто не знал. Говорят, каждые 10 лет театр должен претерпевать изменения. И я решил, что мне будет правильно уйти».
«Нам здорово повезло, что появился такой замечательный странный Сергей Эдуардович», – с благодарностью сказал основатель СТИ Сергей Женовач. «Помню, когда мы пришли на стройку, казалось невероятным, что за три года возникнет Дом, который стал таким, каким мы его видим, и благодаря вкусу, мастерству, не побоюсь этого слова, гению художника Александра Боровского. В нынешней сложной ситуации город отмолчался, да и Союз театральных деятелей тоже, а министерство откликнулось. Так что теперь мы снова можем куролесить, хулиганить, сочинять, придумывать».
Театр ждут и некоторые изменения. Директор-распорядитель Александр Фокин театра уточнил для «НГ», что труппа СТИ расширится скорее всего за счет нового выпуска студентов мастера. Такая мера необходима, так как нынешний состав – это всего 20 человек актеров, некоторые выходят в месяц почти каждый на сцену. Театр ждет также увеличение числа гастролей.
На вопрос корреспондента «НГ», не уменьшится ли теперь зарплата артистов (тут зал заметно оживился), Владимир Мединский ответил, что весь доход СТИ от уставной деятельности – а заполняемость зала у театра всегда была хорошей – министерство будет оставлять коллективу, как и всегда, подчеркнул министр, делает ведомство. Правда, тут же сказал, что просит театр не задирать цены на билеты. «Искусство должно оставаться доступным», – объяснил Мединский. Однако, учитывая, что мест в зале СТИ всего 230, понятно, что доходы от продажи билетов у театра не будут слишком большими.
«Мы знаем случаи, когда театр переходил государству посредством национализации, экспроприации и т.д., но это первый пример в истории России, когда театр создается на частные средства, а затем передается и дарится стране. Мне кажется, это новая страница в сегодняшнем театральном деле», – закончил встречу Владимир Мединский.
Источник: http://www.ng.ru/culture/2017-04-11/2_6972_teatr.html