Среди театров Москвы есть не только бренды с вековой историей, театры с колоннами, но и театральные компании, зачатую без своего отдельного дома, известные свежестью мышления и особенными деталями фирменного стиля. Это студийные театры, возникшие в результате объединения команд единомышленников. Forbes Life рассказывает о пяти самых востребованных сегодня.
Стиль современных театров-студий, как правило, рождался естественным образом, передаваясь от учителей к ученикам. В Москве их роднит альма-матер: большинство участников вышло из режиссерских мастерских ГИТИСа, где уже был заложен фундамент собственного метода.
«Студия театрального искусства»: живая сила традиции
«Студия театрального искусства» (СТИ) под руководством Сергея Женовача, ученика и наследника творческого метода Петра Фоменко, в этом году отмечает 20-летие. В основе репертуара CТИ редко инсценируемые произведения классиков мировой литературы в живой, естественной интерпретации. Стиль театра — визуальный лаконизм, детальная проработка психологии персонажей. В режиссерском отношении Сергей Женовач словно возвращается к Константину Станиславскому, как к истокам. Зритель погружается вместе с актерами в усадебную старину или острокомедийный советский абсурд жизни. СТИ подчеркивает связь времен: уже на подходе к зданию театра кажется, что ты современник тех, кто висит в портретной галерее — Чехова, Булгакова, Платонова.
Свой дом театр обрел в здании золотоканительной фабрики, семейного предприятия купцов Алексеевых, из семьи которых и происходил режиссер Станиславский. В 2005 году миллиардер Сергей Гордеев, посмотрев в ГИТИСе дипломный спектакль «Мальчики» актерского курса Сергея Женовача, восстановил руины рабочего клуба на территории золотоканительных мастерских купцов Алексевых на Таганке и пригласил режиссера и его курс основать в новом пространстве свой театр.
По словам Калашниковой, у однокурсников было ощущение единства, нежелания расставаться. «На четвертом курсе, по идее, нужно показываться в театры, строить планы на будущее, а мы даже никуда не показывались. У нас была вера, что мы не расстанемся». В дипломном спектакле «Мальчики» в финале актеры выходили, взявшись за руки, и Карамазов говорил: «И вечно так, рука в руку».
Ведущий артист СТИ Сергей Аброскин отмечает: «За эти годы театр менялся и меняется до сих пор, и в разное время были разные спектакли, происходило взросление нас как артистов, как профессионалов. Но правильно сказать, что начинался театр с нескольких дипломных спектаклей: «Об-ло-мов-щина…» Германа Сидакова, «Marienbad» Евгения Каменьковича и «Мальчики» Сергея Женовача». Аброскин подчеркивает, что главным в стиле театра всегда было «следование в спектакле за автором».
Сергей Гордеев стал учредителем и меценатом театра. «Когда мы обсуждали наш проект по созданию СТИ, решили, что это будет театр, где все — на высочайшем уровне. Пусть постановки репетируются год или два, три, если требуется. Сергею Женовачу также хотелось создать именно студию, чтобы театр стал образовательной лестницей для актерских поколений», — рассказывал в 2017 году в интервью «Независимой газете» Гордеев.
Сейчас труппа театра состоит из бывших студентов пяти выпусков мастерской Сергея Женовача. «Каждое новое поколение, что приходит к нам в театр, кардинально отличается от нашего. Хотя педагоги те же, команды собираются разные. Другие люди, они по-другому смотрят на мир. Но мы «одной группы крови», все друг друга понимают», — объясняет Сергей Аброскин. Все годы существования театр работает своей командой: режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник и художник по свету Дамир Исмагилов.
При входе в СТИ ощущается атмосфера уютного дома: в гостиной-фойе всегда встречает зрителей ваза с зелеными яблоками (возле фабрики были когда-то раскидистые яблочные сады), а деревянная мебель в стиле модерн словно хранит тепло родовой усадьбы, где каждый вечер гости собираются за столом. Действие спектакля часто начинается в буфете с тематических закусок: вишневого пирога на чеховском «Вишневом саде», именинного варенья и шарлотки в «Трех сестрах», сала с черным хлебом в «Реке Потудань», банки шпрот на «Москва-Петушки» Ерофеева, сухого виноградного вина на «Заповеднике» Довлатова или кесадильи на «Одном дне в Макондо» по Маркесу.
Впоследствии Гордеев подарил здание театра городу. СТИ из частного стал государственным театром, по сути повторив судьбу МХТ, которому наследует идейно и по духу. «Сергей Васильевич ратует за русский психологический театр, — говорит Ольга Калашникова. — Нас так воспитывали, на сцене ты играешь в ансамбле, с партнерами. Спектакль — общая история. И это передается из поколения в поколение».
Источник: https://www.forbes.ru/forbeslife/533893-avtorskij-pocerk-kak-rabotaut-samye-popularnye-studijnye-teatry-v-moskve
вся пресса