Все знают, что «Золотая маска» в этом году открывалась не спектаклями конкурсной афиши, а «Братьями и сестрами» Малого драматического театра и выставкой, приуроченной к юбилею театрального шедевра. Но мало кто знает, что накануне братья и сестры, то есть ведущие актеры МДТ, вместе со своим отцом – Львом Додиным – смотрели чужой спектакль. А именно – «Мальчиков».
Дипломный спектакль курса Сергея Женовача Российской Академии театрального искусства рецензировала – небывалое дело – вся центральная печать. И все театральные критики Москвы единодушно твердят, что это лучший спектакль сезона.
«Мальчики» поставлены по роману Достоевского «Братья Карамазовы» – по тем его главам, которые связаны с жизнью и смертью Илюши Снегирева, начиная со сцены драки школьников, заканчивая клятвой на его могиле. В ансамблевом спектакле почти каждому дано соло. Удивителен штабс-капитан Снегирев в исполнении Алексея Верткова. Внешне, что называется, неприятный тип, желчный шут и фигляр, внутренне – воплощение доброты, порядочности и справедливости. Андрей Шибаршин играет Колю Красоткина ребенком, возомнившим себя Байроном, балованным малышом, неокрепший мозг которого совершенно не в состоянии совладать с переполняющими его хаотическими знаниями. Он прелестен в своей нежности, смешон в своем самолюбовании и опасен в следовании «нигистическим» идеям. Илюша (Сергей Пирняк) – человек благородный и гордый, но рядом с Красоткиным смотрится его рабом, второй собачкой. Первую – Перезвона выделили в отдельную роль и доверили ее Сергею Аброскину. Перезвон – тоже в своем роде мальчик. Щенячья игривость и доброжелательность ко всему сущему сменяются желанием доказать, что он зубаст и страшен в гневе, да только желание мгновенно проходит, и вот снова Перезвон ластится к любому из переполняющей его любви и жажды жизни.
Вместе с героями романа молодые актеры проходят путь от ненависти и агрессии к любви, нежности и всепрощению. Иными словами, совершают восхождение от земного к небесному. При этом не занудствуют, не морализируют и не сентиментальничают, напротив, открывают в Достоевском бездны юмора.
Сквозь спектакль проступают черты режиссера и педагога. Сергей Женовач – гордость и надежда русского психологического ансамблевого театра. Он наделен удивительным даром: на что бы ни упал его взгляд, все чудесным образом становится теплее, ласковее и человечнее. В жизни своих студентов, да и театральных зрителей, он словно Алеша Карамазов – учит человеко- и миролюбию. Он ставит «Мальчиков», почти вторя Алеше: «лучшее воспитание – из родительского дома», вослед Алеше зовет «не забывать, как нам было всем хорошо вместе». Кажется, что, покинув «родительский дом» – институт, все люди, занятые в спектакле, будут вновь и вновь повторять слова клятвы, данной мальчиками из романа Достоевского у погребального камня Илюши Снегирева.
Но вернемся к встрече с московскими студентами петербургских мэтров. После спектакля устроилось небольшое обсуждение. Лев Додин и Валерий Галендеев благодарили артистов, но не скрывали разочарования оттого, что спектакль, по их мнению, не ставит «проклятых» вопросов и, тем самым, обедняет Достоевского. Никто им, конечно, не возражал. А я сошлюсь на лауреата премии Фонда Солженицына этого года Игоря Золотусского: «В каждом человеке есть подполье и есть святое. Спасение в том, чтобы обращаться к святому в человеке, а не к низменному в нем». И дополню словами Алеши Карамазова: «был момент, когда всякий человек был добр, смел и честен». Этот момент запечатлен спектаклем Сергея Женовача.
вся пресса