«Записные книжки» в СТИ – это спектакль – ребус, спектакль-цитата. Здесь все построено на афоризмах из произведений Антона Чехова и на удивительной актерской игре.
Как и многие спектакли в Студии Театрального Искусства, «Записные книжки» начинаются еще в фойе. Преданные зрители любят этот театр именно за живую атмосферу, где театр в прямом смысле слова «начинается с вешалки». Примечательно, что сам режиссер Сергей Женовач обозначил жанр этой постановки как мерлехлюндия.Что это, спросите вы? Это как раз о цитатах Антона Павловича. Понять можно, увидев этот спектакль.
Здесь истинный ценитель творчества Чехова узнает и «Чайку», и «Три сестры», и «Крыжовник», и «Человек в футляре», и многие другие произведения великого русского писателя. Помимо невероятной глубины мыслей Чехова невозможно не отметить удивительную актерскую игру и тонкую режиссерскую работу. В этом спектакле прекрасно уживаются все составляющие, способные довести зрителя до катарсиса.
На сцене огромный стол и много ярких и характерных персонажей. Кажется, что за сценой тот самый «вишневый сад». Люди пьют, едят и много говорят.
Говорят о жизни, о любви, о женщинах, о страсти, о Боге, о смерти, о судьбе России, о русском человеке. Говорят смешно, говорят горько, говорят с жаром, со страстью, с болью.
Каждый из них говорит о своем, но словами Чехова, словами чеховских героев. При этом создается ощущение, что ты сам находишься на этом застолье. То ли это поминки, то ли это свадьба, то ли дружеские приятельские посиделки. Темы стремительно меняются, актеры спектакля общаются цитатами из разных произведений, из заметок и из дневниковых записей Чехова, из его набросков или писем. Зритель жадно ловит эти фразы, мозг отчаянно пытается вспомнить «Откуда это, где я это уже читал?».
В спектакле занята почти вся труппа театра. Среди участников этого застолья и скромные учительницы, и горделивые артистки, и бедные студенты, и смешные люди, и любящие жены, и коллежский асессор, и человек в футляре, и пьющий доктор, и все те люди, о которых писал Чехов. Все они здесь, за этим столом.
Когда смотришь этот спектакль, то становится очень грустно от того, что сейчас люди перестали говорить, перестали думать. Кажется, что безвозвратно ушла это старая русская традиция собираться за большим столом и долго и упоительно говорить обо всем на свете.
Особенно прекрасно начинается вторая часть спектакля. Зеленые яблоки и летний дождь в саду. Хочется запомнить каждую цитату, обдумать ее, записать, чтобы не забыть. Целых 3 часа очень важного и очень русского. После этого спектакля вам непременно захочется собрать за столом ваших друзей. И при этом не доставать свои мобильные телефоны, а говорить о важном.
Хочется уделить особое внимание актерской игре, силе молодого таланта. Еще недавно многих актеров, которые задействованы в этом спектакле, можно было увидеть на сцене учебного театра ГИТИС. Теперь они стали полноценной труппой театра. И то, что делают эти ребята, – это выше всяких похвал. Ярко, мощно, сильно, глубоко, с большим уважением к тексту, с обостренным чувством такта и с умением не переиграть. Это в очередной раз доказывает, что Сергей Женовач – не только один из ярчайших режиссеров нашего времени, но и прекрасный педагог. Настоящий мастер своего дела. Видеть его спектакли – великое удовольствие.
«Записные книжки» подойдут тем, кто любит творчество Антона Чехова, кто любит настоящий и смелый театр, то любит русское застолье. И тем, кому надоело, что в наши дни многие мыслят лишь глупыми цитатами из социальных сетей.
Источник: https://pluggedin.ru/open/recenziya-na-spektakly-zapisnye-knighki-sti-chehovskie-aforizmy-ghiteyskoy-mudrosti-12761
вся пресса