Первой премьерой «Студии театрального искусства» стал спектакль Сергея Женовача: режиссер поставил неожиданного Чехова, и в этой работе молчание и умолчания становятся ключевым принципом. Хотя текст в спектакле «Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!», конечно, произносят, но его совсем немного.
Больше всего говорит тут деятельный Лопахин Ивана Янковского, который и впрямь любит «размахивать руками» — делать широкие жесты, взлетать на возвышения и излагать блестящие прожекты. План о строительстве дач он повторяет несколько раз и буквальный план даже рисует мелом на полу. Но пустое пространство сцены за занавесом, который открывает Фирс, — место обреченности и прощания. Действие спектакля уплотнено до пары дней, никто не планирует задерживаться в этом старом доме, даже нагромождение многочисленных чемоданов и сундуков разбирать не будут — просто внесут в начале и вынесут в конце.
Хотя большая часть диалогов и монологов как бы перенесена «за сцену» (никто их вообще не произносит), чеховская фабула тут сохранена, характеры и отношения между персонажами понятны, но то и другое заострено до беспощадности. Жестокая чеховская комедия в этой тихой сосредоточенности, напряженности психологического театра становится еще более жестокой, когда с нее снят налет сентиментальности и почти нивелирована любовь. Здесь каждого грызет одиночество и гложет чувство неизбежной утраты, которую герои и приходят задумчиво проживать в пустоте. Здесь нет хороших и добрых, но эмпатию вызывает глубина переживания, особенно явная у Раневской Ольги Калашниковой, проходящей путь от легкомыслия заигравшейся барыньки до опустошенности и нешуточного горя.
Этот спектакль не похож ни на один в СТИ, но кровно родствен тому направлению мысли и той эстетике, в которой этот театр существует в последние годы. И парадокс его в том, что негромкая во всех смыслах радикальность решения соединяется с неожиданной правдивостью: условность формы устраняет ту часть чеховской театральности, которая не дает поверить в историю до конца. В том-то и дело, что здесь «живут жизнь» — похожую на ту, что могла бы происходить на самом деле.
Источник: печатное издание Театральной Афиши столицы (https://vk.com/wall-173323352_1320)
вся пресса