В любимом всеми СТИ долгожданная премьера спектакля под названием «Лабардан-с». Это сценическая версия театра по пьесе Николая Гоголя «Ревизор».
Постановщик Сергей Женовач со своей постоянной постановочной командой «Студии театрального искусства» – Александром Боровским, Григорием Гоберником, Дамиром Исмагиловом признаются, что использовали не только пьесу, но и черновики, и изменили название, чтобы разграничить литературу и театр и выявить внутренний сюжет пьесы. К слову, школьники не смогут писать сочинения по программному произведению по впечатлениям от просмотра: спектакль запрещён к показу детям.
На занавесе портреты двух «наших всех» – Гоголя и Пушкина и цитата «Да так брат, так как-то всё…», ведь традиционно считается, что сюжет был подсказан щедрым на дележ по-братски Александром Сергеевичем. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года и писал впоследствии Жуковскому «Мой смех вначале был добродушен; я совсем не думал осмеивать кого-либо с какой-нибудь целью, и меня до такой степени изумляло, когда я слышал, что обижаются и даже сердятся на меня целиком сословия и классы общества, что я наконец задумался. Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться – вот все происхождение “Ревизора”!
До премьеры никакой информации не было даже на сайте. Более того, не анонсировали ее и фотографиями, а ведь именно в СТИ работает, точнее, творит, лучший театральный фотограф России Александр Иванишин. И понятно, почему… Как только открывается занавес, зритель сразу впадает в шок, от которого есть шанс оправиться в течение 3+ часов. Перед нами роскошная баня, типа Сандунов, с небольшим бассейном-джакузи, и персонажи обоих полов в ней именно в том первозданном виде, в каком мы и бываем в бане. Как остроумно написала одна из блогеров «Неожиданно СТИ перевоплотился в Гоголь-Центр».
Но это лишь первое впечатление. Стоит появиться Городничему в облике римского патриция с тогой через одно плечо (молодой роскошный фактуристый Дмитрий Липинский, у которого проработан каждый мускул и который как пример для телесно расхлябанных подчинённых), как мы понимаем, что никакие это не Сандуны, а настоящие термы из прошлого тысячелетия (в финале перед нами Лукуллов пир с подносами не муляжей, а натуральных фруктов) – не зря Николай Васильевич столь долго прожил в обожаемой столице Италии. И вечный сюжет о человеческой жадности, глупости, любви к стяжательству и казнокрадстве приобретает прямо всемирно-исторический размах. В некоторых сценах актёрский ансамбль так фигурно застывал, что напоминал дюжину апостолов при главном шефе у купели Иордана. Смеховую гоголевскую стихию режиссер усиливает массой смешных придумок; например, заглавную рыбку лабардан Хлестаков выковыривает у себя между зубов…
Сколько мы перевидали «Ревизоров», ни в одной ревизской сказке сказать ни пером описать, – наиболее памятна мне сцена дачи взяток между кабинками общественного туалета от одного из европейских театральных лидеров, виденная на Фестивале, которыми была так обильна осенняя Москва в невозвратные времена. Здесь же Хлестаков восседает в бассейне и банкноты летят в воду (к слову, она подогревается, так что можно не опасаться за здоровье артистов), намокая и собираясь в непрезентабельную кучку на бортике.
Мы с детства по постановкам Малого театра привыкли к гротескным образам градоначальника и его подчиненных, но артисты так искусно играют, как будто и не играют вовсе. Самый маститый в программке – Сергей Качанов, а также женовачи первого созыва: Сергей Аброскин, Сергей Пирняк, Анна Рудь. Узнаются представители второго актерского поколения Александр Антипенко, Глеб Пускепалис, которых помню по показам в институте. А также для необозначенных поименно у Гоголя персонажей через кастинг-агентства были приглашены 19 артисток массовых сцен, что делает картинку эротически переизбыточной, как в фильмах Тинто Брасса.
Главная роль Хлестакова как сделана специально на изумительного Никиту Исаченкова. Он прекрасно себя зарекомендовал Тузенбахом в «Трёх сёстрах» и долгоиграющем «Одном дне в Макондо». Артисту только-только исполнилось 30 и он окончил Мастерскую Женовача на режиссёрском факультете ГИТИСа, который ярко отметил своё столетие в Театре Фоменко накануне. Смех руководителя Евгения Каменьковича звучал камертоном.
Когда глаз свыкается с полуобнажёнными телами, ухо начинает наслаждаться музыкой Верди, Бизе, Оффенбаха, Россини и Генделя в финале. Театр не изменяет своей традиции готовить зрителя к представлению: в уютном фойе на обеденном столе шикарная супница и надпись из бессмертного творения Гоголя «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».
вся пресса