Эпистолярный роман еврейского писателя Шолома Рабиновича был написан в начале XX века. Герои романа обмениваются письмами, любовными записками и телеграммами. “Путаница” – такое жанровое определение Шолом-Алейхем дал своему “Мариенбаду”. Буквально так: нерабериха в письмах и отношениях приводит к резкому увеличению количества разводов на отдельно взятой варшавской улице. Сами же письма становятся прекрасным материалом для молодых актеров: сложно найти пьесу с таким количеством выигрышных монологов.
Знаменитый курорт Мариенбад с его роскошью и удовольствиями в спектакле Евгения Каменьковича растет и строится прямо на глазах – из разнокалиберных чемоданов курортников, поставленных “на попа”. Последними кирпичиками в импровизированной стене станут вещи Бейльцы Курлендер. Вторая жена почтенного еврея, не справившая еще своего двадцатилетия, впервые отправилась за границу одна. И начинается: пробежки гуськом под бодрые свистки доктора в плавательных очках, карточная игра в “66”, флирты и сплетни, которые ласточками полетят на улицу Налевки в Варшаву. А из-за стены – в качестве иллюстраций к письмам – то и дело будут появляться живые картины: то три головы в нафталиновых париках, то полуобнаженный с кием, то гребущие в рапиде мужики и тетки в резиновых шапочках. При всем обилии труднопроизносимых еврейских фамилий и навязчивого обсуждения темы денег ничего специфически еврейского в спектакле нет; даже характерного говора не услышать. Зато у героев есть сильно развитое чувство юмора – не без горчинки. Шолом-Алейхем писал свой “Мариенбад” за несколько лет до смерти, переезжая с одного курорта на другой в надежде избавиться от обострившейся чахотки, и от этого его курортный оптимизм приобрел дерзкие и печальные оттенки.
вся пресса