В нашем раздерганном мире почти не осталось людей, тяготеющих к гармонии, – собирателей, а не крушителей, певцов стройности, а не хаоса, приверженцев бесхитростности и радости. Все меньше таких личностей и среди творцов, но режиссер Сергей Женовач по-прежнему держится в поредевшей когорте.
Возникнув на московском театральном горизонте в конце восьмидесятых, заявив о себе двумя яркими спектаклями в Театре-студии “Человек” (“Иллюзия” П.Корнеля и “Панночка” Н.Садур) Сергей Женовач, ученик Петра Фоменко и благоговейный почитатель Анатолия Эфроса, оказывается с шекспировским спектаклем “Король Лир” в Театре на Малой Бронной. Здесь он собирает вокруг себя компанию чрезвычайно одаренных и верных артистов и на протяжении ряда лет, включая два года главрежства, выпускает удивительно светлые по посылу спектакли: “Пучина” по одноименной пьесе А.Н.Островского, смонтированной с мелодрамой “Жизнь игрока” В.Дюканжа; комическая опера “Мельник – колдун, обманщик и сват” А.О.Аблесимова; чеховский “Леший”; трилогия по “Идиоту” Ф.М.Достоевского (последняя часть называлась вполне символично – “Русский свет”); “Пять вечеров” А.М.Володина и другие. Чем труднее была жизнь в театре, изощренно осложнявшаяся мастером интриги директором Ильей Коганом, тем легче выходили спектакли, полные прекрасной ясности. Последняя премьера на Малой Бронной – “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголя (март 1998) была выпущена тогда, когда Женовачом и несколькими его артистами уже было принято решение об уходе из театра. И какой же веселый, игривый, задиристый получился спектакль, придумывавшийся в нищете и конфликтах с дирекцией! Именно ее вина в том, что у театральной компании Сергея Женовача, куда в числе прочих входили Ирина Розанова, Надежда Маркина, Сергей Тарамаев, Владимир Топцов, Сергей Баталов, Геннадий Назаров, не оказалось будущего. А оно могло бы быть увлекательным и непредсказуемо плодотворным, если судить по тому, как шло развитие этого маленького театра внутри театра большого.
Дальше в судьбе Сергея Женовача возникли Малый театр и МХТ, но поворотной вехой все же стал выпуск первого собственного курса на режиссерском факультете ГИТИСа (в мастерской Петра Фоменко Женовач начал работать едва ли не сразу после окончания этого факультета). Из него в 2005 году вырос театр “Студия театрального искусства”, в нынешнем сезоне, после более чем 10 лет существования, расставшийся со статусом частного (открылся, жил и развивался благодаря меценату) и перешедший в федеральное подчинение.
Пространство “Студии театрального искусства” на улице Станиславского не похоже ни на один театр в мире: здание красного кирпича на территории бывшей золотоканительной фабрики семьи Алексеевых (род К.С.Станиславского), огромные окна, старинные буфеты и мягкие кресла с широченными подлокотниками, фотографии в антикварных рамках, длинный общий стол в фойе, резные стулья, обязательные вазы с зелеными яблоками для публики.
Театр подкрепляется все новыми учениками выпускных курсов Женовача, сейчас на подходе очередной. Режиссер ставит только отборные произведения, тяготея к инсценировкам прозы, которые делает сам – раньше это были тетради большого формата, исписанные аккуратным почерком, теперь, вероятно, настала эпоха компьютера. Среди авторов – Достоевский, Гоголь, Лесков, Чехов, Булгаков, Платонов, Диккенс, Венедикт Ерофеев, Виктор Некрасов. Женовач репетирует подолгу и, ориентируясь на Художественный театр эпохи его возникновения, по мере возможностей путешествует с исполнителями ролей по местам, связанным с писателем или событиями в произведении. Своими актерами он гордится, как и неизменным соавтором – сценографом Александром Боровским, с которым его связывает уже двадцатилетняя дружба.
Сергей Женовач – миротворец, он умеет создавать мир (во всех смыслах этого слова) и миры с особой атмосферой, очень часто атмосферой восхищения друг другом, причем создавать не только при благоприятных обстоятельствах, но и вопреки препонам. Он не презирает очевидные истины, а снова и снова находит в них небанальные оттенки. Для него вообще не существует категории банального, есть просто жизнь и просто люди, и они не могут быть неинтересны.
Внешняя мягкость и порой кажущаяся неуверенность Сергея Женовача обманчивы, он твердо знает, куда, к чему и зачем идет.
Источник: http://screenstage.ru/?p=6673
вся пресса