Первый спектакль режиссера Сергея Женовача я увидела еще в середине 80-х. В маленьком зальчике студии «Человек» на почти настоящем сеновале юная Ирина Розанова в роли Панночки привораживала Сергея Тарамаева в роли Хомы, а приворожила пол-Москвы. С тех пор, по-моему, ни одной его премьеры не пропустила. Многие спектакли люблю, но был один, который произвел на меня совершенно особое впечатление — дипломный спектакль первого поколения «фоменок» «Шум и ярость» по Фолкнеру. Это был такой радостный, такой игривый курс. Их чуть не с первых показов сначала весь ГИТИС, а потом все московские театралы на руках носили. И вдруг такая боль, тоска, трагедия… Горькие глаза Ксении Кутеповой, девочки еще тогда совсем, забыть невозможно. Ничего похожего потом «фоменки» не играли. И Женовач к Фолкнеру не возвращался.
А тут выясняется, что на восьмой сезон своего театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач собирается выпускать сразу две премьеры по рассказам Фолкнера. Названий не объявляют пока, но первую уже в марте обещают показать. Что-то будет…
Но и до весны в репертуаре появятся новые постановки. Известнейший педагог по сценической речи Вера Камышникова принимала участие во всех поэтических опытах и «фоменок», и «женовачей» разных поколений, начиная со знаменитого цветаевского «Приключения», которое Иван Поповски поставил в коридорах ГИТИСа с первым курсом Петра Фоменко, ставшим вскоре любимейшей москвичами «Мастерской». «Студия театрального искусства» дает возможность Камышниковой продолжить свои игры с поэзией уже в стенах профессионального театра. В прошлом году для «своих» показали «Шествие» по поэме Иосифа Бродского в ее постановке. А теперь уже для публики выйдет «Федра», соединяющая трагедию Еврипида «Ипполит» и ее версию Марины Цветаевой.
Откроет же сезон премьера Женовача по поэме Венички Ерофеева «Москва – Петушки» (сб 15, вс 16 сентября, 19.00), соавторами которой, как всегда в последние годы, стали сценограф Александр Боровский и художник по свету Дамир Исмагилов. Для многих поклонников этого молодого театра неожиданный выбор. Однако у режиссера и педагога Сергея Женовача есть такая черта — увидеть персонажа в конкретном актере и затеять работу ради рождения роли, которая может стать для него этапной, раскрыть новые профессиональные возможности, заставить пережить на сцене собственные проблемы взросления, становления личности. Ради этого стоит погрузиться и в, казалось бы, не сценичную, сложно устроенную поэму Ерофеева, даже если стилистически она выбивается из прежнего репертуара. Веничка писал свою книгу примерно в том же возрасте, которого достиг Алексей Вертков. Актер — один из самых ярких «основателей» «Студии театрального искусства». Хваткая наблюдательность, молодеческий скепсис и чуть гротескная манера игры — эдакий Жак-Меланхолик, кажущийся старшим в компании молодых ровесников. Но через восемь лет после выпуска подходит возраст, когда наблюдательность еще свежа, а язвительность начинает уступать место пониманию другого, иного, чем ты, человека, и попыткам понять или осознать себя как иного. В этот момент взросления режиссер и предлагает актеру лирический монолог Венички, поэму одиночества человека в мире, неприкаянности вечного странника по известному до мелочей маршруту…
«Студия театрального искусства» взрослеет. Новые жанры и новые темы входят в ее жизнь. А это значит, что жизнь в ней не прекращается.
вся пресса