Даже после снятия ограничений многие театры не справятся без господдержки.
В апреле 50-процентное ограничение на заполняемость театров и концертных залов может быть заменено 75-процентным, а к аншлагам площадки смогут вернуться в мае. Об этом «Известиям» сообщил источник в депкультуры Москвы. Собеседники редакции в культурных институциях уже готовятся к увеличению рассадки. Так, в МХТ им. А.П. Чехова надеются, что театр быстро адаптируется и к 75, и к 100% заполняемости. А худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз назвал снятие ограничений спасением для своего театра. Но не все надеются вернуть зрителя. Руководители театров считают, что им потребуется господдержка. Впрочем, ситуация разнится от площадки к площадке. Некоторые учреждения не могут заполнить даже ползала. Другие с воодушевлением ждут разрешения продавать все 100% билетов — в связи со зрительским ажиотажем. «Известия» выяснили, как столичные центры искусства готовятся к возвращению в нормальную жизнь.
Начиная с конца прошлого года культурные институции с нетерпением ждали, когда столичные власти разрешат им увеличить объемы продаваемых билетов если не до 100%, то хотя бы до половины. Благодаря улучшению эпидемиологической обстановки в Москве сделать это удалось, но далеко не у всех площадок теперь получается заполнять залы на 50%, не говоря уже о будущих 75 и 100. Спрос на билеты, конечно, есть — это подтверждает большинство опрошенных «Известиями» руководителей. За время карантинных ограничений люди соскучились по искусству. Но есть и трудности, и они пропорциональны вместимости зала: больше мест — больше проблем.
К примеру, у Московского театра оперетты один из самых больших зрительных залов Москвы. Заполнять его лишь с помощью онлайн-продаж билетов (а именно так, минуя кассу, сейчас вынуждены реализовывать билеты московские театры) очень сложно, объяснил «Известиям» гендиректор Владимир Тартаковский. По его словам, не все зрители любят такой формат, а кто-то и вовсе им не владеет. Открытие театральных касс — хорошая возможность увеличить заполняемость, уверен гендиректор.
Теперь зритель чаще покупает билеты день в день или накануне — так больше гарантии, что желанный спектакль не будет отменен или перенесен, поэтому планирование показов также изменилось — в репертуар ставят постановки, которые точно принесут доход, но он в связи с уменьшением количества спектаклей небольшой.
Не исполнены оптимизма и крупные цирковые предприятия. По словам директора Большого московского цирка Эдгарда Запашного, разрешение продавать половину зала их отрасль не спасает — у многих людей до сих пор сохраняется страх перед посещением массовых мероприятий.
— Пока я не вижу резкого всплеска посещаемости, — констатировал «Известиям» Запашный. — Из 3,3 тыс. мест в зале у нас покупают в среднем одну треть. При 25-процентной заполняемости зала мы работали в минус, при 50%, дай бог, выйдем в ноль. Но только если люди начнут к нам снова ходить.
Каждый день аншлаг
Институции поменьше, имеющие свою постоянную аудиторию, напротив, смотрят в будущее с оптимизмом. Не жалуются на нехватку зрителей Студия театрального искусства (СТИ) и Школа современной пьесы (ШПС).
— Если бы нам разрешили заполнять зал на 100%, думаю, мы бы сразу вернулись к нормальной жизни и переаншлагам, когда билеты спрашивают на несколько спектаклей вперед, — подчеркнул «Известиям» директор СТИ Алексей Литвинов.
Впрочем, интерес зрителей не гарантирует театру финансовую стабильность. Зал на 200 мест не позволяет СТИ жить без господдержки. 50% лишь дают возможность залатать какие-то дыры, но не более, отметил директор.
Благодарны зрителям за любовь и преданность в МХТ им. А.П. Чехова. Там надеются, что театр быстро адаптируется и к 75, и к 100% заполняемости. По словам директора Марины Андрейкиной, уже на следующий день после объявления о половинной заполняемости зал был заполнен на 43%, а все последующие дни — на максимально разрешенные 50.
Неплохая ситуация складывается в Московском театре на Таганке и «Содружестве актеров Таганки», где в последние две недели заметен рост продаж. Но директор обеих площадок Ирина Апексимова подчеркивает, что возвращение зрителей, особенного среднего и пожилого возраста, — процесс постепенный.
— Продажи не в последнюю очередь зависят и от аудитории спектакля — те из них, что рассчитаны на более молодую, сейчас продаются лучше, — сказала «Известиям» Апексимова.
Оценил возможности молодой аудитории и концертный зал «Зарядье». По словам генерального директора Ольги Жуковой, более половины посетителей сегодня составляет молодежь.
Финансы и романсы
Все руководители, опрошенные «Известиями», сошлись на том, что без господдержки в переходный период им не обойтись. По словам Владимира Тартаковского, средств пока хватает, но главным образом за счет того, что в пандемию театр вошел с хорошим запасом внебюджетных денег, заработанных на продажах билетов. В прежние времена эти средства использовали для новых постановок и проектов. Сегодня они позволяют лишь поддерживать функционирование театра. На выпуск спектаклей, удержание планки по выплате зарплат, обеспечение безопасности зрителей требуются дополнительные средства, МХТ им. А.П. Чехова также привык жить на деньги, которые заработал, — доходы примерно пополам делились на бюджетные и заработанные, но сейчас театр, по словам директора Марины Андрейкиной, не добирает почти четверть.
Государство нас поддержит
Учредители, в свою очередь, готовы помочь театрам войти в привычный режим без существенных потерь. В Минкультуры «Известия» заверили, что «оперативно реагируют на ситуацию». В ведомстве с этой целью действует рабочая группа по подготовке дополнительных предложений для поддержки организаций культуры, которую возглавляет статс-секретарь — заместитель министра Алла Манилова.
Из уже осуществленных мер в Минкультуры отметили сохранение субсидии на государственное задание, финансирование театрально-концертных организаций из резервного фонда, гранты президента, направленные 36 учреждениям, индексацию (5,8%) на фонд оплаты труда.
Аналогичными мерами (субсидии, гранты, индексация) поддерживает подведомственные театры депкультуры Москвы. При распределении средств чиновники советуются с худруками. 8 февраля состоялось очередное заседание совета худруков при депкультуры, о котором «Известиям» рассказал Иосиф Райхельгауз.
вся пресса