Шрифт: Размер: Цвет:

главная страница

Студия Театрального Искусства

художественный руководитель:

Сергей Женовач

группа в телеграм группа в ВК
  • ENG
поиск
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Декабрь

вторник
Основная сцена
19:00
2ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
среда
Основная сцена
19:00
3Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
четверг
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
пятница
Основная сцена
19:00
5ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
6ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
воскресенье
Малая сцена
14:00
7А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
7В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
вторник
Малая сцена
19:00
9Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
среда
фойе театра
19:00
10И. Бродский
ШЕСТВИЕ
четверг
Основная сцена
19:00
11М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
пятница
Основная сцена
19:00
12Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
Основная сцена
19:00
13С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
воскресенье
Основная сцена
13:00
14Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
вторник
Основная сцена
19:00
16ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
среда
Основная сцена
19:00
17БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
четверг
Основная сцена
19:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
пятница
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
суббота
Малая сцена
14:00
20А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
20Н. Эрдман
МАНДАТ
воскресенье
Основная сцена
19:00
21А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
вторник
Основная сцена
19:00
23Н.Гоголь
ИГРОКИ
среда
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
четверг
Основная сцена
19:00
25С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
пятница
Малая сцена
19:00
26Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
27ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
воскресенье
Основная сцена
19:00
28М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА

Январь

воскресенье
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
понедельник
Основная сцена
19:00
5С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
вторник
Основная сцена
13:00
6Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
среда
Малая сцена
19:00
7ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
четверг
Основная сцена
19:00
8М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
пятница
Основная сцена
19:00
9Н. Эрдман
МАНДАТ
суббота
Малая сцена
14:00
10Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
10Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
11А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
11В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
вторник
фойе театра
19:00
13И. Бродский
ШЕСТВИЕ
среда
Малая сцена
19:00
14А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
четверг
Основная сцена
19:00
15Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
пятница
Основная сцена
19:00
16ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
суббота
Основная сцена
19:00
17ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
воскресенье
Малая сцена
14:00
18Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
18ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
вторник
Основная сцена
19:00
20ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
среда
Основная сцена
19:00
21С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
четверг
Основная сцена
19:00
22М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
пятница
Основная сцена
19:00
23А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
суббота
Основная сцена
13:00
24Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
воскресенье
Основная сцена
19:00
25М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
среда
Основная сцена
19:00
28БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
четверг
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
пятница
Основная сцена
19:00
30ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
31ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Очень громко, но нежно

21.05.2025 |Дарья Медведева| Литературная газета

Очень громко, но нежно



В одном из своих интервью журналу «Комеди франсез» Питер Брук, излагая замысел своего спектакля по «Вишнёвому саду», заметил: «Чтобы быть верным Чехову, создавшему современный театр, надо придумывать». Обратясь к последней чеховской пьесе, разобранной на цитаты и, страшно представить, сколько раз поставленной на российских и зарубежных подмостках, режиссёр Сергей Женовач придумал разрушить привычную форму текста и постиг глубину конфликта персонажей нетипичным способом: лишил их слов более чем на треть. На Новой сцене Александринки в рамках гастролей СТИ состоялся показ недавней московской премьеры – постановки «Чеховъ. Вишнёвый садъ. Нет слов!».

Основное выразительное средство нового спектакля Сергея Женовача – молчание. В камерной и минималистичной по декорациям постановке актёрам удаётся заглянуть за слова, проредить сквозь ткань текста сюжетную проблематику, нащупать эмоциональный пульс под обманчивым полотном бездействия героев. В спектакле сюжет начинается и заканчивается появлением центрального в этом спектакле персонажа – Фирса в исполнении Юрия Горина. Этот персонаж у Женовача – не старый лакей в семье Раневской, а символ того прошлого, которое необходимо помнить и чтить, чтобы строить настоящее и трезво думать о будущем. Фирс молчаливо появляется на сцене в чёрной крылатке, стоит перед вишнёвым занавесом и бережно, мягко, точно кошачью шерсть, поглаживает ткань – будто это не полотнище на сцене, а шторы в доме Раневской, в его пристанище. Медленно-медленно он раздвигает занавес, и перед залом предстаёт обнажённая чёрная сцена – сам дом Раневской. Теперь навсегда для неё чужой.

В полутьме, в мерцании золотистого света действие течёт постепенно, медленно, без ярких эмоциональных поворотов. Спектакль тягуч по атмосфере. Герои словно пробуют, смакуют, пытаются ощутить тот «воздух» между словами, в котором зачастую улавливается больше смысла, чем в произнесённом. Сегодня этот «воздух» между словами на сцене и есть роскошь, ибо сквозь него крик души персонажей ощутим почти физически. Это «смакование» пауз даётся мучительно – персонажам словно неловко молчать друг с другом, хочется спрятаться за пустословием, только бы не вскрылось ядро проблемы. Молчание их не расслабляет, а напрягает, телесно наэлектризовывает, местами даже ошпаривает. На рампу садятся Фирс, Петя Трофимов (Александр Медведев), Епиходов (Глеб Пускепалис) и Дуняша (Варвара Насонова) и разряжают монотонность обстановки. «Епиходов замуж зовёт», – выпаливает Дуняша. Сразу после этих слов на сцену выходит Епиходов, бравирует, громко скрипит по паркету начищенными до ослепительного блеска чёрными кожаными сапогами.

Мгла сцены затягивает в себя Раневскую (Ольга Калашникова). Это уже не пространство того родного дома, в который она так желала вернуться, а беспросветный ад (художник-сценограф Александр Боровский). Тишина на время разбавляется благодаря её появлению: в шубе до пола из разных кусочков меха и шляпе с перьями, с громкими восклицаниями и вздохами она птицей вспархивает на сцену и взметает «карнавал» жизни вокруг себя. Пока она со всеми крепко обнимается, громко целуется и звонко щебечет, через зрительный зал на сцену выносят множество чемоданов с узнаваемым аляпистым принтом Louis Vuitton. Груда принадлежащих ей кофров, корзин, шкафов-чемоданов с выдвижными ящичками разных форм и размеров заполняет весь центр сцены – между ними не раз аккуратно пройдутся герои, как по лабиринту, на их краешек изредка будут садиться, чтобы попить чай, но их так и не разберут, потому как живут персонажи в этом доме временно и обречённо, предчувствуя скорый отъезд. В спектакле Женовача вовсе не вишнёвый сад символ прошедшей молодости и ностальгии по семейному гнезду. О нём будет слагаться легенда – о судьбе имения мы будем узнавать через переговоры Лопахина с Раневской. Лишь многочисленные, полупустые внутри чемоданы Любови Андреевны станут единственным напоминанием о её былой лучезарной жизни, которая оказалась столь хрупка.

Образ Раневской в спектакле неоднозначен. С одной стороны, она своими бесконечными пошлыми разговорами и открытым самолюбованием не вызывает к себе сочувствия. Каждое её движение театрализованно, неестественно и порой нервно. Но с другой – этому поведению есть причина. Перед нами – потерянная, запутавшаяся, раздробленная на части женская душа. На собственном трагическом сломе Раневская одновременно мечется между светлыми, интимными воспоминаниями о своём детстве в имении, трагической гибели своего сына Гриши и желанием поскорее покончить с прошлым, начать жизнь с чистого листа. Но начать новую главу своей жизни у неё не получится из-за того, что она не учитывает совершённые в прошлом ошибки и возвращается к прошлому. В каждом её движении, будь это нервное постукивание портсигара или закуривание сигареты, – попытка убедить себя, что у неё всё хорошо, она не обманута своим возлюбленным, а далее всё будет гораздо лучше прежнего. Через две сцены особенно сильно заострена её внутренняя боль – в эпизоде с рассыпанными под её ногами чёрными кубиками, отчего у неё начинается истерика с воспоминаниями о смерти сына и моменты ожидания Лопахина с торгов. Продажа сада для неё – прощание с прошлым, с которым она до дрожи не хочет расстаться, потому что боится будущего, хоть и сладостно грезит о нём. Ожидая возвращения Лопахина, Любовь Андреевна вертит зеркальце в руке, а когда ожидание становится мучительнее, ежесекундно открывает-закрывает его. Звук напоминает стук стрелок часов. И вот болевое ощущение «наливается», словно вишня в саду, терпению наступает предел – она стремительно открывает зеркальце и быстро-быстро припудривается, стараясь скрыть волнение.

Лопахин в исполнении Ивана Янковского – обаятельный, одетый с иголочки материалист, прагматик и авантюрист с чертами сэра Генри Баскервиля, которому чуждо любое человеческое чувство. Разработанный Лопахиным план – не столько способ материального обогащения, сколько очередная возможность продемонстрировать собственную смекалку и прозорливость. Он вспрыгивает на чемоданы и с высоты декламирует Раневской свой бизнес-проект, ловко изогнувшись и изящно вытянув ножку, чуть ли не приняв позу арабески, наливает себе в бокал шампанское. Его молчаливые объяснения с Варей (Дарья Муреева) комичны – предложение превращается в игру в молчаливые экивоки без грамма страсти. Герои кивают друг другу, бессловесно спрашивая: «Ну, что?» – «А что?» Эта бессловесная игра заканчивается пиком женского отчаяния: Варя хлещет руками, словно плетьми, тело Лопахина, кружится по всей сцене, вцепившись пальцами в ткань его пиджака, а он даже не стремится избежать её ударов. В постановке Женовача Лопахин не любит и Раневскую. Объект его желания – только вишнёвый сад. Как доказательство отсутствия у дельца чувств к Любови Андреевне – эпизод на скамье. Она, театрализованно плача и томно вздыхая, мягко, с нотами эротичности упирается в шею Лопахина, а тот сидит окаменев и не понимает, что происходит. И для Раневской такой поступок вовсе не выражение нежности и не признание в чувствах, а игра под маской – она не любит его, а любуется со стороны своим легкомыслием, обманчиво прикрытым меланхолией. Сама же она про себя предвкушает отъезд в Париж и возобновление романтического приключения.

Переливчатость душевных состояний персонажей в постановке сочетается с кольцевой композицией. Женовач превращает чеховскую историю в извечный жизненный сюжет. Перед нами – не обнищалые дворяне, а сегодняшние люди со своими слабостями. Не перестающие корить судьбу и искать оправдания, почему их «вся жизнь враздробь» и полна печали. Прощание с имением, а точнее, с собственным прошлым в последнем акте затягивается. Лопахин даёт ровно пять минут, но эти минуты кажутся бесконечными. Лопахин чуть ли не три раза говорит: «Надо ехать», а все всё никак не могут до конца распрощаться. Наконец, когда дверь захлопывается, на сцене в одиночестве остаётся один Фирс, как и в начале постановки. Он закутывается в вишнёвый занавес, как в кокон, оставляя громкий шлейф финального многоточия. Амвросий Оптинский говорил, что главное – меньше толковать и больше молчать. Так и в театре, утверждает Женовач, нужно молчать, чтобы говорить.

Источник: https://lgz.ru/article/ochen-gromko-no-nezhno/

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59
Министерство Культуры
Культура.РФ
ЗНАНИЕ.ТЕАТР


Наши партнеры:

Информационный партнер Business FM Информационный партнер Seasons Project
Ахмад Бейкер Хаус Раменский кондитер
Павелецкая Плаза
Ресторан Интеллигенция 2.0
Информационный партнер Капитал
Информационный партнер МИР