Легендарный студенческий спектакль «Мастерской Сергея Женовача» по знаменитому роману Маркеса «Сто лет одиночества» в постановке Егора Перегудова обрел новую жизнь на большой сцене Студии театрального искусства. Многие зрители и критики, видевшие предыдущую версию, сокрушались, что спектакль, игравшийся в одной из аудиторий ГИТИСа, ушел в небытие.
Но вот он возрожден, и вековая история семьи Буэндиа, основавшей город Макондо, играется теми же актерами (студенты Женовача почти в полном составе были приняты в труппу СТИ), двумя большими блоками с двухчасовым перерывом на обед в латиноамериканском стиле, который заявлен в программке, но платить за него надо отдельно.
Почти на 10 часов – с 13:00 до 22:30 – зрители погружаются в атмосферу «магического реализма», со страстью и вдохновением разыгранную молодыми артистами. Те, кто читал роман Маркеса, помнят, как сложно разбираться в разветвленном генеалогическом древе семьи Буэндиа, во всех сестрах, братьях, внучатых племянниках и прочих родственниках. В спектакле «женовачей» понять, кто есть кто, не составит труда. И хотя некоторые персонажи романа только упоминаются, почти все сюжетные линии сохранены: с того самого момента, как Хосе Аркадио Буэндиа (Лев Коткин) основал город вместе со своей женой Урсулой (Мария Корытова), вступив с ней в порочные отношения (они были двоюродными братом и сестрой), и до разрушения Макондо сильнейшим смерчем, когда погибает последний из рода новорожденный младенец. Как предсказывал цыган Мелькиадес, блестяще и очень колоритно сыгранный Нодаром Сирадзе, «первый в роду будет привязан к дереву, последнего в роду съедят муравьи».
Сцена в первой части спектакля, обозначенной создателями как «Одиночество любви», – совершенно пуста (художник Александр Боровский). По центру – большой люк, из которого цыгане достают магические предметы, – там творятся чудеса. Справа на сцене – два окна, створки которых периодически открываются. А больше ничего и нет. Одеты персонажи очень просто: женщины в неброские платья, мужчины – в штаны и белые рубашки. С виду они совершенно обычные люди, которые влюбляются, женятся, рожают детей, строят дома. И все-таки они не совсем обычные. В каждом Буэндиа как будто горит огонь – страсть к знаниям, к разгадыванию загадок бытия, к безумствам, к подвигам, – они все остро и глубоко чувствуют, но они страшно, безграничны одиноки даже в любви. По словам Урсулы, главная проблема Буэндиа – это неумение любить. Всецело отдаваться страсти – да, без оглядки влюбляться – да, добиваться всеми возможными способами взаимной любви, идти на хитрости, подлоги и даже преступления ради того, чтобы заполучить возлюбленного, – да, но любить – нет.
Вторая часть спектакля, названная «Одиночество смерти», – максимально приближает актеров к зрительному залу. Высокая серая кирпичная стена как будто перегораживает сцену, все больше сокращая мир Макондо, словно выдавливая его. И как раз во втором действии явственнее и четче обозначится второй уровень сцены – на колосниках, где-то там высоко, «в небесах» сидят те, кто уже умер. Сидят и смотрят на своих родных сверху. Забираются они туда, в царство мертвых, по-разному: кто легко воспаряет ввысь, кто вяло карабкается, кому-то помогают, а для совсем старой Урсулы, ослепшей и дряхлой, придвигают лестницу.
Первой на небо попадает совсем еще молоденькая Ремедиос (Дарья Муреева), невеста Аурелиано (Никита Исаченков), младшего сына Хосе Аркадио. Долго-долго добивался своей избранницы затворник Аурелиано, все время проводящий в своем кабинете и мастерящий золотых рыбок. Ремедиос пуглива, застенчива, по сути, еще ребенок, ничего не смыслящий в любовных утехах, но постепенно она взрослеет, а беременность внезапно убивает ее. Аурелиано, лишившись невесты, отправляется на долгие годы воевать с консерваторами: за это время он поднял более 30 восстаний, пытался покончить жизнь самоубийством после подписания унизительного мирного соглашения, был приговорен к казни, но спасен собственным братом – все для того, чтобы снова вернуться в свою комнату и бесцельно мастерить золотых рыбок.
Люди, населяющие Макондо, – персонажи очень колоритные. Актерам удалось создать многогранные и цельные образы героев. Восторженный, целеустремленный, вечно ищущий ответы на волнующие его вопросы – глава клана Буэндиа Хосе Аркадио под конец жизни сошел с ума и был привязан к дереву. Его умная, заботливая, все понимающая жена Урсула, даже ослепнув, видит больше других. Она искренне переживает за всех своих детей, внуков и племянников, всех пытается согреть своей любовью, всем дает верные советы. Ее финальный монолог о печальном положении дел в Макондо, о неспособности членов ее семьи любить – один из самых сильных в спектакле. Старший сын Хосе Аркадио и Урсулы – тоже Хосе Аркадио (Дмитрий Матвеев) – настоящий великан, сильный и могучий. Он действует только по велению своих животных страстей: вот ему захотелось любить, и он лишается невинности при помощи опытной гадалки Пилар (Татьяна Галицкая), вот сердце зовет его прочь из дому, и он надолго уходит из города, пускаясь в морские странствия. А вернувшись в родной Макондо, влюбляется в приемную дочь родителей Ребеку и вырывает ее у жениха – итальянского пианиста Пьетро Креспи (Александр Медведев).
Мстительна, коварна, расчетлива, нелюдима дочь Хосе Аркадио и Урсулы Амаранта (Екатерина Копылова) – она влюблена в пианиста, и всю жизнь не может простить Ребеке, что он выбрал ее, но когда Пьетро, брошенный Ребекой, предлагает ей руку и сердце, она резко к нему охладевает и отвергает его. Так и прожила Амаранта всю жизнь одинокой, не познавшей любви. Ребека (Елизавета Кондакова) же – нервная, импульсивная, мечущаяся. Чтобы снять напряжение и стресс, она начинает есть землю. Поговаривают, что именно она застрелила своего мужа Хосе Аркадио, но доказательств нет, а сама она это всячески отрицала.
Пленительна, воздушна, легка и соблазнительна Меме (Катерина Васильева), дочь Фернанды, праправнучка Урсулы. С какой неистовой силой отдается она любви с Маурисио Вавилоньо, автомехаником. Сама Фернанда, сыгранная Игорем Лизенгевичем, – дородная, властная, самонадеянная и прямая женщина, единственная здесь облачена в красивое вечернее платье. Кстати, Игорь Лизенгевич исполняет еще и роль коррехидора, присланного в Макондо управлять городом.
«Один день в Макондо» – спектакль, длящийся целый день, плотно погружает зрителя в атмосферу жизни города: через некоторое время ты чувствуешь себя одним из его обитателей. Тут не используется никакого особого реквизита, не создается никакого местного латиноамериканского колорита, нет ярких костюмов, декораций – и ты чувствуешь себя как будто на краю земли, в начале всех начал, но не среди первобытных людей, а среди очень родных и близких. Их диалоги, их душевные метания, внезапные открытия, яркие любовные сцены (чего стоят хотя бы отчаянные попытки Хосе Аркадио снять пояс невинности с Урсулы, заканчивающиеся в итоге убийством ни в чем не повинного любителя петушиных боев, или же окрашенная в желтый цвет любовь Меме и автомеханика, преследуемого желтыми бабочками), их отчаянные попытки справиться с одиночеством, как в любви, так и в смерти, поиски наслаждений и приключений, их красивые волнующие танцы, которым учит их итальянский пианист, спонтанные сборища всех вместе за одним столом, когда становится понятно – они связаны одной нитью, одной кровью, одним проклятым одиночеством, – все это так похоже на мир реальный и в то же время слегка искаженный.
Особое место в спектакле занимает «время» – оно то сжимается, то раздвигается, то ускоряется, то замедляется, а то вдруг идет назад. Финал первой части – одна из самых сильных и эмоциональных точек многочасовой постановки. Полковник Аурелиано вспоминает всю свою жизнь перед расстрелом, это показано как серия пластических этюдов, в которых уже сыгранные сцены идут задом наперед: перед глазами полковника проносятся в замедленном танцевальном ритме события – от дня сегодняшнего до детства, до того момента, когда отец взял его с собой посмотреть на лед.
И в романе Маркеса «время» – понятие очень относительное. «Время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, а потом кусок времени может отколоться и навечно застрять в какой-нибудь комнате». В Макондо порой месяцами идут дожди, и время как будто останавливается, или же наоборот, действие разворачивается с бешеной скоростью, года проносятся за минуты и секунды, а старость никак не наступает. Да, и смерти приходится ждать долго. И тем не менее Макондо отмерен свой срок: в определенный, четко обозначенный момент город исчезнет с лица земли. Последние его жители и представители семьи Буэндиа, покрытые то ли слоем пыли, то ли сединой влачат жалкое существование, в своем одиночестве они становятся равнодушны ко всему. Так полковник Аурелиано мочится в открытое окно – на город, на весь этот прогнивший старый мир, так неистово разбивают ледяные глыбы о стены дома Урсула, ее сын Хосе Аркадио, Ребека, так Аурелиано Вавилонья (Александр Николаев), разгадывая пергаменты, оставшиеся от Мелькиадеса, прорубает дыру в стене полуразвалившегося дома. В этот открывшийся проход и скроются все без исключения Буэндиа, спустившиеся с небес, – они проваливаются в пустоту, растворяются в вечности. Потому что, по словам автора «тем родам человеческим, что обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».
Источник: http://www.strast10.ru/node/4935
вся пресса