В Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача состоялась премьера спектакля по мотивам знаменитой повести Сергея Довлатова «Заповедник».
Режиссер снова обращается к отечественной литературе, выбирая наиболее значимые тексты. После пьесы «Самоубийца» Эрдмана, поэмы «Москва-Петушки» Ерофеева, рассказа «Кира Георгиевна» Некрасова, романа «Мастер и Маргарита» Булгакова – Сергей Довлатов. Гонимый и непризнанный когда-то, теперь он почти классик, его сочинения рекомендованы для школьников. В одном ряду… с Пушкиным.
Поскольку в довлатовском «Заповеднике» идет речь о пребывании повествователя в заповедных пушкинских местах, то гений присутствуют в спектакле стихами в больших количествах. А еще — знаменитой посмертной маской, в финале гламурно тиражированной на модных цепях. Недаром в программке имя поэта рядом с автором повести.
Герой и альтер эго автора журналист Борис Алиханов явился к Пушкину на перепутье жизни. Декорация Александра Боровского лаконична и выразительна – два мостика, две дороги крест-накрест. На верхнем, красиво изогнутом, чудесной приметой старинных усадеб, девушки и дамы из заповедника упиваются стихами – в отсутствии мужчин единственным утешением в однообразной, как в методичке, действительности. Молодые актрисы, в стилизованных под 70-е годы ХХ века одеждах и прическах и самовязанных шалях под старину, изображают стайку молодых сотрудниц заповедника. Они очень уж хотят понравиться приезжему литератору, завлекая, конечно, не только стихами и романсами на слова их кумира: напропалую кокетничают, привлекая его внимание, а он как-то больше увлечен пьяными разговорами с местными мужиками. Беленькую то и дело вылавливают из водоема и философствуют, философствуют…
Сергей Качанов играет Алиханова каким-то отрешенным индивидом, убежавшим из большого заповедника по имени СССР в малый, чтоб «остановиться, оглянуться», решить для себя какие-то важные вопросы бытия. Он немолод, отравлен алкоголем и потрепан, брак рушится, и жена готовится к эмиграции. Ну, сюжет известен, и он, судя по всему, и сегодня не устарел. И спектакль не может не тронуть за душу если не молодежь, то любого зрителя, скажем, старше пятидесяти: почти каждый однажды задавался теми же вопросами о жизни и о судьбе, решая, по какой же дорожке двигаться дальше. Герой спектакля все же находит в себе силы подняться и покинуть тихую заводь, направившись, увы, туда, где призывно звучит хит Синатры «Нью-Йорк, Нью-Йорк»…
Источник: http://mospravda.ru/2018/01/18/63609/
вся пресса