Шрифт: Размер: Цвет:

главная страница

Студия Театрального Искусства

художественный руководитель:

Сергей Женовач

группа в телеграм группа в ВК
  • ENG
поиск
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Декабрь

вторник
Основная сцена
19:00
2ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
среда
Основная сцена
19:00
3Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
четверг
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
пятница
Основная сцена
19:00
5ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
6ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
воскресенье
Малая сцена
14:00
7А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
7В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
вторник
Малая сцена
19:00
9Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
среда
фойе театра
19:00
10И. Бродский
ШЕСТВИЕ
четверг
Основная сцена
19:00
11М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
пятница
Основная сцена
19:00
12Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
Основная сцена
19:00
13С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
воскресенье
Основная сцена
13:00
14Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
вторник
Основная сцена
19:00
16ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
среда
Основная сцена
19:00
17БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
четверг
Основная сцена
19:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
пятница
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
суббота
Малая сцена
14:00
20А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
20Н. Эрдман
МАНДАТ
воскресенье
Основная сцена
19:00
21А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
вторник
Основная сцена
19:00
23Н.Гоголь
ИГРОКИ
среда
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
четверг
Основная сцена
19:00
25С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
пятница
Малая сцена
19:00
26Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
27ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
воскресенье
Основная сцена
19:00
28М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА

Январь

воскресенье
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
понедельник
Основная сцена
19:00
5С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
вторник
Основная сцена
13:00
6Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
среда
Малая сцена
19:00
7ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
четверг
Основная сцена
19:00
8М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
пятница
Основная сцена
19:00
9Н. Эрдман
МАНДАТ
суббота
Малая сцена
14:00
10Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
10Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
11А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
11В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
вторник
фойе театра
19:00
13И. Бродский
ШЕСТВИЕ
среда
Малая сцена
19:00
14А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
четверг
Основная сцена
19:00
15Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
пятница
Основная сцена
19:00
16ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
суббота
Основная сцена
19:00
17ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
воскресенье
Малая сцена
14:00
18Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
18ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
вторник
Основная сцена
19:00
20ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
среда
Основная сцена
19:00
21С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
четверг
Основная сцена
19:00
22М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
пятница
Основная сцена
19:00
23А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
суббота
Основная сцена
13:00
24Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
воскресенье
Основная сцена
19:00
25М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
среда
Основная сцена
19:00
28БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
четверг
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
пятница
Основная сцена
19:00
30ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
31ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Похоронный оркестр веселых ребят

13.03.2015 | Новая газета | Елена Дьякова

Похоронный оркестр веселых ребят



«Самоубийца» у Сергея Женовача живее всех живых

К 10-летию своей лирической, классической, акварельной (как только ее не определяли!) «Студии театрального искусства» Сергей Женовач поставил одну из самых злых, горьких и макабрических русских пьес. Ну ничего святого! Включая самое русскую интеллигенцию…

Спектакль вышел блестящим. Очень смешным. И очень страшным: вплоть до мистики.

Сценограф Александр Боровский поставил чуть не вплотную к рампе двухэтажную конструкцию из дверей. Когда-то — барских, белых, филенчатых, с матовым стеклом. А ныне — навзрыд и вразнос (как все пространство Страны Советов) облупленных. Не чиненых и не крашеных со времен Керенского дверей столичной коммуналки образца 1928 года. Звонков этак на восемнадцать.

Жуткие шершавые двери — единый строй коммунальных нор, нищих убежищ живой, сугубо личной жизни от торжества социализма и победного шага «массы масс» — уже метафора эпохи.

За дверьми басовито извергается общий унитаз. За дверьми сияет свет, к дверям припадает ухом, отклячив тощий зад напоказ партеру, неуемная теща (Анастасия Имамова) страдальца Подсекальникова. А вот и сам безработный Подсекальников (Вячеслав Евлантьев) с супругой Машей (Евгения Громова).

У Женовача эта пара очень молода. Маша — в целомудренной старорежимной батистовой рубашке, Семен Семеныч по ночному времени тоже вполне пристоен… Но первая мысль: какая здоровая, цветущая, золотистая (как на полотнах Дейнеки) плоть! И сколь не нужна державе, в какой жестокий распыл нищеты, лагерей, фронта и всей советской скудости пойдет эта плоть миллионов «маленьких людей», нашенских обывателей XX века, Маш и Подсекальниковых.

Пара эта словно Богом назначена родить по любви шестерых. А детишек у них нет вовсе.

Черная комедия Эрдмана меж тем набирает обороты. Появляется весь коммунальный бестиарий: доносчик Егорушка (Сергей Качанов) в узнаваемом френче, с хрестоматийной фразой «Курьеры хотят стрелять!», невозмутимо-циничный (впрочем, не чуждый и человечности— как все персонажи «Самоубийцы» у Женовача) директор тира Калабушкин (Алексей Вертков), бизнесвумен эпохи НЭПа и бабушки в платках до глаз… Подсекальников мечтает о серебряной трубе, «бейном басе», с которым можно в Москве заработать уж-жасные деньжищи. А из партера безнадежные взвизги трубы в руках Подсекальникова вдруг поддерживает джаз-квинтет.

Несомненно, это «воспоминание о будущем». Об Эрдмане 1930-х — авторе не только «Мандата» и «Самоубийцы» (пьесу, напомним, не разрешили поставить ни Мейерхольду, ни Станиславскому), но и сценария «Веселых ребят». О съемках «Веселых ребят» в 1933-м, на которых Николая Робертовича и повязали. Джаз-квинтет лихо, мажорно, злокозненно и намеренно фальшивя, наяривает марши. Оркестр на все руки — и ресторанный, и похоронный. Тут и приходят искусители склонного к суициду (от годичной-то безработицы и явной безнадеги после шести месяцев принудработ) Подсекальникова. Блистая очками, входит Аристарх Доминикович Гранд-Скубик (Григорий Служитель), глашатай русской интеллигенции.

Текст Эрдмана с его проницательным цинизмом был страшен в 1928-м. Страшен и сейчас.

«Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. …Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. …Правда не ждет, гражданин Подсекальников. Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. …Защитите интеллигенцию и задайте правительству беспощадный вопрос: почему не использован в деле строительства такой чуткий, лояльный и знающий человек, каковым, безо всякого спора, является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.

…И когда, написавши такую записочку, гражданин Подсекальников, вы застрелитесь, вы застрелитесь, как герой. Выстрел ваш — он раздастся на всю Россию. Он разбудит уснувшую совесть страны. …Вся российская интеллигенция соберется у вашего гроба, гражданин Подсекальников. Цвет страны понесет вас отсюда на улицу. Вас завалят венками…»

По дикому, какому-то преисподнему совпадению «Самоубийца» (юбилейный спектакль «СТИ», над которым театр работал почти год!) — впервые вышел на сцену 1 марта 2015 года, в день московского поминального шествия. И тут — никаких параллелей. Тут только оторопь.

Так, к слову, уже бывало в русском театре. И в 1917-м, с «Маскарадом» Мейерхольда. И на нашей памяти. Так, «Терроризм» впервые вышел на сцену МХАТа почти в дни «Норд-Оста».

И сбегаются все, кому надобно, чтоб выстрел Подсекальникова раздался на всю Россию: вольнодумный писатель, притесненный предприниматель, скорбный, но румяный батюшка, две роковые дамочки… (Не буду называть актерских имен: загляните в программку. Все актеры «СТИ», занятые в «Самоубийце», играют с яростью, щеголеватой точностью и полным куражом!) И, собравшись толпой, давят, давят, рвут в клочки будущего героя Подсекальникова, оплачивают банкет и грядущие похороны, фактурно утирают слезы Маши, разносят весть, трусят, истерят, подзуживают: «Много буйных, горячих и юных голов повернутся в открытую вами сторону, и тогда зарыдают над ними отцы… и тогда содрогнется великая родина, и раскроются настежь ворота Кремля, и к ним выйдет наше правительство». И сам Подсекальников, опьяненный общественной атмосферой, гражданским воодушевлением Аристарха Доминиковича с прочим цирком, — вносит лепту в дело борьбы за Родину: «Что бы сделать такое, для всего человечества… Знаю. Знаю. Нашел. …Я сейчас, дорогие товарищи, в Кремль позвоню. Прямо в Кремль. Прямо в красное сердце советской республики. Позвоню… и кого-нибудь там… изругаю по-матерному».

Пьеса 1928 года актуальна до неприличия. Слова ее шипят и взрываются, как карбид в воде. Бедный обыватель, честный коммунальный лузер, тихий писк миллионов — Подсекальников бьется между неумолимым равнодушием державы и бесовщиной Аристарха Доминиковича. И только инстинкт жизни (такой же здоровый, невинный, цветущий, как плечи-локти Семен Семеныча и Маши в первой сцене) отводит беднягу от дула пистолета.

Впереди у него, как известно из истории, — сорок бочек арестантов и сто смертей. Без выбора.

Но этот непобедимый инстинкт жизни и простодушная любовь Маши — единственные его точки опоры в коммунальном бестиарии. Лирический и классический, акварельный и элегический, театр Сергея Женовача говорит об этом со сцены ясно, жестко, с четкостью гнева.

На Аристарха Доминиковича и иную прогрессивную общественность тут надежд не питают.

Знаменитый финальный монолог Подсекальникова Вячеслав Евлантьев (к слову — выпускник ГИТИСа 2013 года, отлично освоивший свою сложнейшую роль) говорит, сидя в дорогом гробу: «А прошу я немногого. Все строительство наше, все мировые пожары, достижения, завоевания — все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жалованье».

Сейчас, когда новый обыватель, Подсекальников-2015, чувствует под ногами сейсмические толчки новых героических времен, и эти слова звучат актуально до безнадежности.

…Но спектакль вышел — лихой. В высшей степени «ансамблевый» (Сергей Женовач это умеет: и одну из «Золотых масок» получил за создание уникального ансамбля в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше»). Дерзкий спектакль. Злой, трезвый, взрывной. Полный общей энергии. Озвученный громом героических и эпических 1920-х, похоронным джазом «Веселых ребят».

«Театральные выводы» однозначны: удалось! Перед прочими — зритель немеет.

ОТ РЕДАКЦИИ
В дни премьеры стало известно — Сергею Женовачу присуждена Премия Александра Солженицына 2015 года «За преданное служение русскому театру… за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге». Поздравляем режиссера!

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59
Министерство Культуры
Культура.РФ
ЗНАНИЕ.ТЕАТР


Наши партнеры:

Информационный партнер Business FM Информационный партнер Seasons Project
Ахмад Бейкер Хаус Раменский кондитер
Павелецкая Плаза
Ресторан Интеллигенция 2.0
Информационный партнер Капитал
Информационный партнер МИР