Под занавес прошедшего юбилейного сезона в «Студии театрального искусства» была показана премьера спектакля «В родном городе» по одноименной повести (1954 г.) писателя-фронтовика Виктора Некрасова. Художественный руководитель Сергей Женовач в третий раз обратился к прозе одного из самых значительных советских писателей послевоенного периода, стоявшего у истоков честной, неприглаженной «лейтенантской прозы». До этого им были поставлены «Кира Георгиевна» (в СТИ) и «В окопах Сталинграда» (в МХТ имени А.П. Чехова). Театральных воплощений «В родном городе» в России до сих пор не было, зато в кино по мотивам повести в 1958 г. на киностудии «Ленфильм» Владимир Венгеров снял замечательную картину «Город зажигает огни». Что особенно важно – премьера Сергея Женовача состоялась в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и продолжила тему «В окопах Сталинграда».
Пьесу-инсценировку режиссер сочинил вместе со своей бессменной творческой командой: художником-постановщиком Александром Боровским, художником по свету Дамиром Исмагиловым и композитором Григорием Гоберником. История, написанная Некрасовым, острая и вневременная: прошедший разведчиком большую часть войны и получивший тяжелое ранение в руку двадцатичетырехлетний капитан Николай Митясов (Дмитрий Матвеев), носящий имя фронтового товарища писателя, приехал на лечение в родной город. Солдат, вернувшийся с войны, ̶ вечный образ, и здесь фигура главного героя в шинели и с вещмешком вырастает прямо из зрительного зала. Его ждет горькое разочарование: с первых шагов он сталкивается с невозможностью вернуться в довоенное прошлое – изменился не только он, но и окружающие люди, само мироустройство. Это вызывает мучительное чувство тревоги и неуверенности в том, как жить дальше, какие ориентиры выбрать. Вывод медицинской комиссии: «к военной службе больше не годен» звучит почти как приговор и ставит героя перед необходимостью поиска дальнейшего пути.
Ожесточенные бои продолжаются, но переломный момент уже наступил: Сталинградская, Курская битвы завершились победой советской армии. Появляются надежды на мирную жизнь. Несмотря на выпавшие на их долю испытания, многим удалось сохранить в себе человечность и сострадание, но были и те, кто задался целью построить новый послевоенный мир по законам жестоким и циничным.
Пространство спектакля организовано так, чтобы с документальной достоверностью «оживить» то время и людей, сохранив авторскую интонацию: актеры играют в зале, рядом со зрителем, доверительно и интимно, тем самым устраняя четвертую стену. Создается ощущение, что действующие лица – одни из нас. А в это время на сцене идет рабочий процесс – монтировщики с грохотом укладывают вздыбленные доски: город, пострадавший от вражеских бомб, постепенно восстанавливается. Хочется верить, что закладывается фундамент мирной жизни, возвращаются и воссоединяются те, кого разлучила война, но параллельно разворачивается совсем иной сюжет – сцену готовят к проведению большого институтского партсобрания, которое разведет бывших единомышленников по разные стороны баррикад.
Кто же они, советские романтики и добровольцы, ставшие подлинными героями спектакля Сергея Женовача – одной из лучших премьер сезона, с замечательными актерскими работами? История Коли Митясова, человека совести и долга, показана через призму встреч и расставаний, негромких и потому честных. Разрушилась семейная жизнь с красавицей Шурой (Мария Антипенко-Горячева), пережившей годы оккупации рядом с умирающей матерью, и разделившей свою судьбу с другим мужчиной. Но жизнь подарила ему недолгое знакомство с принципиальной и по-матерински заботливой Анной Пантелеймоновной (Анна Рудь), библиотекарем в госпитале. И ее дочерью Валентиной (изумительная, пронзительная Полина Пушкарук), которая тоже воевала, а теперь преподает английский язык в институте. Сначала девушка в застегнутой на все пуговицы гимнастерке кажется нелюдимой, наэлектризованной, со стальным внутренним стержнем. Она из того поколения, которое война оставила без шанса на личное счастье. Но маленькая, тоненькая, с короткой мальчишеской стрижкой Валя неожиданно влюбляется и на глазах расцветает, учится дышать полной грудью. В ней просыпается подлинное чувство, которое только ждало своего часа. Именно в Митясове она находит родственную душу, с которой не страшно идти вперед.
Важной составляющей спектакля «В родном городе» является то, что почти всем его персонажам хочется сопереживать, потому что жизнь оказывается сложнее, чем общие схемы. Можно понять и Шуру Митясову, сблизившуюся с раненым мальчишкой-солдатом Фёдором (Тарас Шевченко), за которым долгое время ухаживала. Новый друг Николая старший лейтенант Сергей Ерошик (большая работа Александра Суворова), балагур и затейник, не от мира сего, стал на войне инвалидом, что лишило его профессии летчика, и, как он думает, возможности построить отношения с девушками. Но непосредственность и оптимизм парня с самодельным костылем понравились Шуре, которая поняла свое главное предназначение – заботиться о том, кто в ней нуждается.
Если первый акт посвящен решению дел сердечных, то во втором, когда вся страна отпраздновала великую Победу, главный герой становится студентом строительного института, находит друга в благородном однокурснике Лёвке Хороле (Александр Медведев). И неожиданно оказывается, что для него начинается борьба иного толка. Люди, некогда связанные фронтовым братством, переживают разрыв из-за своих представлений о правде и справедливости. Капитан Алексей Чекмень (Александр Антипенко), по распоряжению сверху занявший место декана, теперь человек важный и партийный. А по сути – беспринципный карьерист, способный на любые подлости. Он требует отстранения от работы пожилого преподавателя, любимого и уважаемого студентами, за то, что он был под оккупацией. Но Николай Митясов, как в окопной, так и в мирной жизни привык отстаивать нерушимые человеческие идеалы, даже вопреки своему личному благополучию.
В это время на сцену под руководством педантичного члена партбюро (Сергей Сафонов) водружается трибуна и столы. Транспарант «коммунист обязан быть правдивым, честным перед партией» увековечен на красном занавесе. В центре крепится огромный портрет Иосифа Виссарионовича Сталина, за сохранность которого переживают заседающие. Суд начинается – на повестке дня стоит обсуждение недостойного поведения коммуниста Николая Митясова, ударившего декана… Вопрос, чем обернется для Николая это новое испытание, остается открытым и оттого тревожным. Зрительские аплодисменты раздаются после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы осознать – война продолжает участвовать в жизни родного города.
Источник: https://strast10.ru/chitaem/281/92
вся пресса




