Открыв однажды книгу Маркеса, попадаешь в этот странный мир, сотканный из нездешних имен, простых вещей, оказывающихся вдруг нереальными и, наоборот, из волшебства, убедительнее и правдоподобнее ещё поискать. В спектакле атрибутов «магического реализма» достаточно – фокусы, призраки, сбывающиеся пророчества, странные персонажи и желтые бабочки. Именно в такие моменты забываешь, что с момента начала спектакля прошел не один час, жадно ловишь это волшебство и радуешься как ребенок.
Один обед, две части, три антракта, четыре акта – в сумме девять часов. Именно столько идёт спектакль по мотивам романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Провести «Один день в Макондо» приглашает Студия театрального искусства. Историю семейства Буэндиа рассказывают легко и бодро, местами даже отчаянно.
Спектакль начинается со свадьбы основателя Макондо Хосе Аркадио и зарождения поселения. Далее события многостраничного романа проходят широкими мазками. Где-то на втором плане остаются войны, восстания, расстрелы и прочие потрясения. Мы их не видим, лишь узнаём отрывочно из уст участников тех событий. В центре повествования – огромная семья с обычными человеческими страстями: влюблённостями, разочарованиями, обретениями и потерями. Тут мёртвые смешиваются с живыми, реальное с фантастическим, а переход из одного мира в другой – простое перемещение снизу вверх или наоборот в плоскости разделённого на два этажа сценического пространства.
Основатель Макондо женат на своей двоюродной сестре, близкие связи в этом клане – это нормально. Миф о том, что может родиться ребёнок с хвостом, витает над разными поколениями рода и в финале воплощается в реальность. Как и фраза «первый из рода умрет привязанный к дереву, последний будет съеден муравьями». Мысль, что время не идет вперед, а движется по кругу, подтверждается на судьбе каждого следующего поколения Буэндиа. Имена переходят от отца к сыну до бесконечности, родственные браки продолжаются, а жена основателя деревни наблюдает за этим больше ста лет, совсем не меняясь внешне и будто зная наперёд судьбу каждого.
Одиночество преследует героев и зрителей повсюду. И в любви (первая часть), и в смерти (вторая часть). Как бы ловко не убегали актеры (спортивно-акробатическая подготовка актеров впечатляет), одиночество настигает их. Даже в смерти, царство которой расположено наверху, практически сразу под колосниками. Туда отправляются герои на протяжении всего спектакля – и иногда кажется, что там, наверху, гораздо уютнее и счастливее, чем тем, кто остался в мире.
В романе, помимо красоты и завораживающей магии, поражает еще и невероятная глубина образов и мыслей. Каждый находит здесь что-то своё, близкое и отзывающееся в сердце. В спектакле же, на протяжении всего действия не покидает ощущение, что эта глубина близко, еще чуть-чуть – и мы в ней утонем. Но мы продолжаем плыть на поверхности, лишь слегка прикасаясь к вершине айсберга. Это всё равно тонко, красиво и очень честно сделано. Актёры заставляют забыть о том, что еще несколько часов назад они жили-были совсем в другом измерении. Как будто они и вправду родились в Макондо.
Музыка и пластика, движение и ритм – всё здесь гармонично и добавляет красок каждому образу, расцвечивает детали, наполняет их всё той же нездешней красотой, тоской и призрачным светом. Люди в Макондо появляются, исчезают, рождаются и умирают под эту музыку, она обволакивает зал и становится еще одним фокусом, еще одним магическим кристаллом.
Обед, приготовленный по рецепту матушки Аурелиано, бананы вместо привычных яблок – вся обстановка в фойе СТИ словно говорит: не уходи, пройди с нами этот 9-часовой театральный марафон. Не оставляй полковника Буэндиа! И действительно, к концу спектакля количество зрителей остается практически неизменным. Колумбийская сказка без счастливого конца – о любви, одиночестве, выборе и неотвратимости грядущего. Грустно, красиво и хочется после аплодисментов тихо уйти и раствориться в улицах другого города (тоже, кстати, на букву «М»). А про спектакль ничего не рассказывать. Потому что такую театральную историю лучше смотреть самому – как и столетнее Одиночество, она у каждого своя, невыразимая и необъяснимая. История на кончиках пальцев, скрипичного смычка и на крыльях желтых бабочек.
Источник: https://pluggedin.ru/open/recenziya-na-spektakly-odin-deny-v-makondo-sti-odinochestvo-non-stop-14993?fbclid=IwAR2a56RXrJAlXoF1THpRGTWtoNrwN7ac48qTAnmCwpccida7ggvhRFQnwEM
вся пресса