Повесть Довлатова принято считать автобиографичной. В центре истории – писатель Борис Алиханов, который находится в состоянии внутреннего кризиса. Его тексты не публикуют, в семье разлад, а алкоголь уже перестал утешать. Герой бежит от собственных проблем в заповедник, где якобы творил когда-то Александр Пушкин. Впрочем, проблемы настигают писателя и там.
Зритель погружается в эпоху 70-х еще в фойе театра. Там всех посетителей ждет огромная бочка вина, а колоритная женщина в белом переднике наливает всем желающим белое сухое в граненые стаканы. Рядом с буфетом красуется новогодняя елка, правда вместо игрушек на ней бутылки финского спиртного. Но, как отмечают сами создатели спектакля, главная тема здесь не алкоголь – а запой души. Все действие происходит на мостках у грязного пруда, откуда герои постоянно достают новые бутылки. Борис Алиханов всматривается в воду, где, как будто бы, ищет ответы на главные вопросы: уезжать или остаться? Как жить творческому человеку? И что же такое любовь?
Есть проблемы, которые существуют вне времени, и «Заповедник» – как раз такая история, – уверен актер, исполнитель главной роли – Сергей Качанов.
«Вопрос жизни творческого человека во все времена интересен. Есть вещи, которые, какая бы эпоха не была, какое столетие не было бы, повторяются. Многое из того, что описывает Довлатов, было и у меня в жизни: посиделки, разговоры о жизни, о политике, об искусстве. Я застал период самиздата. Такое ощущение иногда возникает, что на сцене я рассказываю про себя. Довлатовская речь афористична, а многие фразы – готовые пословицы»
На афише, помимо Сергея Довлатова и Сергея Женовача – режиссера постановки, указан еще и Александр Пушкин: на протяжении всего спектакля звучат отрывки из произведений поэта.
Основная проблема Бориса Алиханова – это ощущение ненужности. И такой образ в определенной степени близок каждому – считает актриса, исполнительница роли жены Бориса – Екатерина Васильева
«Там такие вечные темы поднимаются: долг, творчество, любовь, выбор государства, где жить, призвание. Довлатов мистифицирует кажущейся автобиографичностью произведений. Он все-таки сочинитель. Мне кажется очевидным зазор между его исполинской фигурой и трогательным, внутренним, где-то детским, нерешительным содержанием. Такой большой и такой ненужный»
Вопросы эмиграции, творческого кризиса и поиска себя, сегодня, кажется, особенно волнуют общественность. И эту «Довлатовскую волну» поймал не только театр: по мотивам повести снимают кино, где главную роль сыграет Сергей Безруков.
Источник: https://www.kommersant.ru/fm
вся пресса