О сборе труппы в Студии театрального искусства
Студия театрального искусства (СТИ) открывает новый, 17-й сезон. На сцене во время сбора труппы — декорации «Записок покойника»: кровать, письменный стол, стул и белая дверь, откуда появляется Сергей Женовач с большим томом в руках. Намекая на «Сны и кошмары начинающего литератора» — подзаголовок спектакля, — актеры в первых рядах не замедлили спросить: «Роман написали?»
Нет, романа от художественного руководителя СТИ в этом сезоне ждать не придется, зато к весне он обещает поставить «Мелкого беса» Федора Сологуба. Именно эту книгу Женовач и принес с собой — узнаваемое издание «Литпамятников» почти в тысячу страниц с Недотыкомкой на суперобложке, где собраны разные редакции, инсценировка и невошедшие эпизоды. Услышав о планах, молодые артисты растерялись — больше, впрочем, от восторга, чем от неожиданности: «Уффф…» Работа предстоит непростая, но, как пошутил Женовач, легких путей Студия не ищет. В этом сезоне ему хочется взяться за «серьезную историю».
Свой выбор он объяснил тем, что «Мелкий бес» — один из самых трудных, отталкивающих и в то же время не отпускающих произведений Серебряного века. «Это опять сны, опять бессознательное, опять гоголевский и щедринский юмор, страшная безнадега — и в то же время какая-то правда. Это здоровый пессимизм. Это история о том, как в нас живут постоянные страхи, комплексы, демоны и бесы, с которыми надо справляться. А когда эти бесы из нас выскакивают, мы можем превратиться во что-то не очень правильное и интересное. Это про всех про нас», — поделился режиссер с труппой.
В спектакле много действующих лиц, поэтому Женовач надеется, что работа будет «поисковая». К репетициям Студия приступит уже в октябре. Художником спектакля станет Александр Боровский, художником по свету — Дамир Исмагилов, композитором — Григорий Гоберник. Кто исполнит главные роли, пока остается секретом. Рассказывая о будущей премьере, Женовач вспомнил фильм Николая Досталя «Мелкий бес», но в фильме, по его мнению, «что-то не сложилось, несмотря на блистательную команду артистов».
А начнется сезон 4 сентября со «Старухи» — тонкой, оригинальной постановки по Даниилу Хармсу, представленной в прошлом сезоне (см. «НГ» от 9.11.2020). Этот спектакль в октябре Студия покажет и на Втором Качаловском фестивале в Казани. Однако здесь тоже будут изменения, так как в СТИ появились новые актеры, а некоторые ее покинули. «Мы благодарны всем, кто был эти годы с нами, но жизнь течет, обстоятельства бывают важнее и сильнее того, что нам хочется. Поэтому сейчас начнем не просто репетировать, а восстанавливать и смысл спектакля, и содержание. Мы меняемся, и время вокруг меняется. Хотелось бы и еще порепетировать, что-то уточнить, изменить, найти новое дыхание тем работам, которые составляют нашу биографию», — подчеркнул режиссер.
В этом году к труппе присоединилась, как выразился Женовач, «великолепная шестерка» выпускников его Мастерской в ГИТИСе: Александр Антипенко, Ольга Балацкая, Виктория Воробьева, Эдуард Миллер, Глеб Ромашевский, Тарас Шевченко. Новоприбывшим художественный руководитель пожелал сохранить в себе как можно дольше дух студенчества, азарт заниматься профессией и сохранять веру в то, ради чего они пришли в профессию.
И хотя прошлый сезон, по мнению Женовача, получился «скомканным» из-за пандемии, он надеется, что в этом все сложится, несмотря на экономические и человеческие трудности: «Самое главное, что есть стены, есть сцена, есть мы, есть затеи. Я верю только в одно — в работу, уважение друг к другу и в то, что наша профессия для нас остается не только профессией, а образом жизни. Как говорила моя учительница Роза Абрамовна Сирота, главное в этой жизни — не скурвиться!»
Источник: https://www.ng.ru/culture/2021-08-28/100_280821_demon.html
вся пресса