В понедельник, 15 мая, основателю Студии театрального искусства, Сергею Женовачу исполняется 60 лет. Режиссер, чьи спектакли всегда вызывают особый зрительский интерес, не раз становился гостем «Театрала». По случаю юбилея мы собрали наиболее интересные высказывания – о профессии, театре и судьбе.
На экзаменах я пытаюсь в ребятах разглядеть не просто задатки к тому, чтобы заниматься профессией, а способность развиваться в ней, способность меняться. Ну, а дальше каждый ищет свою компанию. Мы выбираем студентов, они выбирают нас.
* * *
Меняется время. И ребята, конечно, разные. Разница в четыре года ощущается. Меняется чувство правды на сцене, меняется мера раскованности. Но все «завязывается» на желании вместе сочинять театр.
* * *
Выбирающие актерскую профессию люди не интеллектуального склада, но люди тонко чувствующие, неусидчивые, эмпирические, интуитивные, часто на грани нервного срыва. Они не через книжки смотрят на мир, но умеют делиться тем, что поняли о жизни. Другой разговор, что актеры не могут быть невеждами. Просто надо помнить, что это отдельное племя людей и к ним нельзя подходить с обывательскими мерками. У них изначально день и ночь перепутаны…
* * *
Сейчас очень удобно скрываться за словом «профессионализм». Для меня есть человек талантливый, парадоксально мыслящий и есть человек неинтересный. У любого случаются взлеты и падения, кризисы. У каждого художника бывает полоса невезения. Но это не значит, что на нем надо ставить крест, говорить, что он непрофессиональный человек. На мой взгляд, быть режиссером или артистом – это судьба, определенное мироощущение. Главное не в том, чтобы будущий режиссер был похож на меня или близок мне, главное – чтобы он был талантлив и интересен.
* * *
Театр, как говорил Михаил Афанасьевич Булгаков, это очень сложный механизм, и работает он только когда сбирается компания людей, которые друг другу интересны, и когда помимо взаимного творческого интереса возникает желание пробовать, ошибаться, удивлять друг друга и удивляться самим. Иногда бывает, что все это уходит. Есть зарплаты, есть стены и зрители вроде есть. Но нет самого главного – желания заниматься сочинением спектакля. Пусть это будет называться словом «студийность», «мастерская», пусть будет слово «единомышленники», хотя единомыслия нет, люди мыслят по-разному – скорее, творческий сговор. За это нужно держаться.
* * *
Пока все молоды, есть желание быть вместе, но оно не стабильно, как и чувство любви между людьми. Наступает момент, когда все становится рутинным, когда не очень хочется идти на репетицию, встречать этих людей, с этим режиссером общаться. И многие коллективы, театры, дома живут с утерянным чувством любви. Но тогда теряется и смысл профессии, потому что театр – это образ жизни, а не просто времяпровождение.
* * *
Есть театры, которые просчитывают успешность той или иной постановки, и, слава Богу, что они есть. Мы выбрали другой путь. Иногда начинаем репетировать, а работа может остановиться. У нас было несколько затей, которые мы объявили и не сделали, отложили, потому что не нашли того решения, которое нас бы удовлетворило.
* * *
Когда ты выдумываешь спектакль, не думаешь о том, будет ли он восприниматься мрачно или светло. Ты сочиняешь, как ты его чувствуешь. Но так случается, что большинство моих спектаклей воспринимаются светлыми. Это не значит, что они такими задуманы. Видимо, это связано с неким ощущением жизни, театра, профессии. Даже когда кажется, что мы с ребятами выдумали трагический спектакль «Брат Иван Федорович», он все равно воспринимался светло…
* * *
Возникают иногда кризисные моменты, когда устаешь, когда хочется взять паузу, но все равно невольно продолжаешь крутить педали, чтобы ехать на велосипеде в горку, потому что стоит остановиться – и начнешь скатываться. Надо все время двигаться вперед: надо читать, надо придумывать. Театральные затеи имеют свойство исчезать, если ты их сразу не реализуешь. Они «перегорают». Потому все должно приходить вовремя.
* * *
Сегодня между людьми возникают творческие, интуитивные связи, а завтра нет. Хуже, когда они вообще не возникают. Бывает, люди друг друга не любят, мучаются во время работы, а результат интересный. А иногда невозможно смотреть на то, что сделали большие друзья. Режиссура построена на встречном движении.
* * *
Надо понять, какой театр в нашей стране мы хотим сохранить, и продумать, как он должен развиваться. Нельзя сейчас зачеркнуть все, что было хорошего в российском театре. И в то же время его необходимо реформировать. Поэтому здесь нельзя ни в коем случае суетиться, ломать дрова, идти по пути какого-то отсекания, закрытия отдельных театров, принятия законов, которые мешают развитию театра. Театр является частью культурной жизни – как музей, библиотека, консерватория, выставочный зал. Нельзя превращать его только в место досуга.
Источник: http://www.teatral-online.ru/news/18404/
вся пресса