26 марта ночная столица целиком погрузилась в самое живое и живучее искусство – театральное. В рамках акции «Ночь в театре» творческие встречи, экскурсии и захватывающие мастер-классы прошли в 70 московских театрах. В их числе – «Студия театрального искусства» Сергея Женовача.
Таганка. Огни деревьев. Игрушечно светящийся пряник домика. И полумрак. Именно так начиналось путешествие в мир Александра Иванишина – фотографа театра, вместе с которым собравшимся и предстояло заглянуть туда, где прожектора не требуются. Где не требуется даже вспышка. Где истинное творится вручную.
Театр-дом, как часто его называют, встретил по-домашнему: приглушенный свет, старый знакомый книжный шкаф, улыбающиеся там и тут зрители. Только без традиционных зеленых яблок на общем столе. Но впереди и не спектакль вовсе. Никаких звонков. Только без мобильных – всё же, в театре, да и правильно так. На втором этаже та самая пепельная кирпичная стена. На ней – портал в глубину: серия фотографий Александра Иванишина, приуроченная к премьере спектакля «Самоубийца» по Н. Эрдману. Расселись напротив. Тишина. Почти.
«Погружение» началось с вопроса-ответа, который серьёзно волновал мастера:
– Есть ли в современном мире потребность в театральной фотографии? В мире, где всякий, имея мыльницу, да что там, даже телефон, в состоянии сделать прекрасные снимки? Я считаю, что есть.
Правильная фотография способна настроить потенциального зрителя на правильную волну, задать нужный настрой и заинтриговать даже самого неблагодарного зрителя, все так. А алчущему посетителю подтверждения нужны и факты! И закружился волшебный «фотоворот». Один за другим запорхали по крохотному залу большие снимки разных лет, сопровождаемые живыми историями, связанными с их «рождением». В театре им. Е. Вахтангова, например, приходилось прятаться за кулисами и босиком забираться на тумбочку, дабы не мешать публике, и сцену разом заодно охватить. А спектакль «Москва-Петушки», с Алексеем Вертковым в главной роли, фотограф смотрел неоднократно, с замиранием ожидая момента, который ему в первый же раз удалось запечатлеть до мелочей исключительно.
– Больше такого момента я не уловил. То рука актёра закрывала его лицо, то ниже располагалась. И жидкость из бутылки лилась по-разному, не так, как тогда – буквой S. Так что, каждый спектакль – неповторим. Порой можно стать свидетелем чего-то, что бывает однажды и больше не повторяется. А вы передавайте, передавайте друг другу фотографии! Мне бы хотелось, чтобы вы их потрогали, почувствовали, рассмотрели.
И кружились, кружились чьи-то застывшие на снимках тени и взгляды из рук в руки… И обдумано было многое. Как изменилась жизнь, как плёнка сменилась цифрой, как эти изменения можно между собой переплетать. Как «музыкальна» фотография на самом деле, и как мелодию её – звук затвора – легко подогнать под произведения П. И. Чайковского.
Все 10 лет существования “СТИ” Александр Иванишин трепетно следит за его внутренней жизнью сквозь призму объектива. Вышло нечто больше, чем экскурсия за кулисы. Встреча с мастером, как предоставление временного доступа к плоскостям, где зарождались те или иные роли, к эмоциям, что едва ли повторятся. Александр Логинович переживает о будущем театральной фотографии. Я, в свою очередь, поинтересовалась, какое же будущее ожидает наш театр в целом. Ведь всё чаще в последнее время заходит речь о его отдалении от театра классического, о вытеснении его кинематографом и интернет-проектами.
– Я скажу одно – за театром – будущее. Правда! В наше время, в эпоху развития технологий, театр окажется тем самым местом, куда люди смогут прийти и отыскать что-то душевное, духовное, искреннее – каждый для себя. Человеку это необходимо!Прогноз более, чем утешителен. Театру – быть!
Улыбчивые слушатели благодарили Александра Логиновича, задавали вопросы, рассматривали фотографии по второму кругу и снова задумывались. Многие торопились к выходу, и это вполне объяснимо: ночь – театра, а метро – по расписанию!
СПРАВКА “ВМ”
Александр Иванишин – в прошлом, фотограф журналов «Театральная жизнь», «Итоги», газеты «Сегодня». Соавтор крупных выставок, посвященных театру и литературе, среди которых выставка к 20-летию фестиваля «Золотая Маска» в ГУМе и проект «Чехов» к 150-летию со дня рождения писателя.