“Время не идет вперед, оно движется по кругу”
(Г.Г.Маркес “Сто лет одиночества”).
В ту же реку, в ту же воду дважды не войдешь, и “Один день в Макондо” – не совсем тот спектакль, который шел в ГИТИСе, хоть я и не сказал бы, что принципиально другой. Егор поинтересовался у зала перед генеральным прогоном, многие ли видели изначальную, студенческую версию – что и требовалось доказать, с таким большинством конституцию изменить можно было бы. Я тоже смотрел обе части, причем первую, точнее, первые две – когда земля слухом полнилась и на них уже ломились:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3509227.html
А последнюю, третью, наоборот, в числе первых зрителей:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3548665.html
Части выпускались не одновременно, последовательно, с перерывами – еще и этим объясняется поступательное усложнение творческих задач от первой к финальной; в результате теперь окончательно сформировавшийся спектакль развивается по нарастающей, не сбавляя, а набирая обороты. И тогда сага шла двумя вечерами, сейчас один день (который “длится дольше века”…), из-за чего центр тяжести внутри композиции смещается: завершающая вторую часть, здесь озаглавленную “Одиночество любви”, пантомима, в обратном порядке излагающая меланхолично, кратко, без слов события предыдущих двух актов, раньше закольцовывала целиком спектакль (ведь третья часть добавилась позднее), теперь же все “Одиночество любви” служит как бы прологом, пускай развернутым и сюжетно самодостаточным, к “Одиночеству смерти”.
Сменился отчасти и состав исполнителей, к свежим выпускникам, для которых трилогия о Макондо стала дипломным проектом, добавились ученики Женовача с позапрошлого выпуска, Игорь Лизенгевич (в роли коррехидора из первой части и в травести-образе Фернанды во второй) и Александр Прошин (в первой части – опять-таки травестишная бабка и экстравагантный цыган-коммерсант, во второй “знойный” автомеханик, возлюбленный дочки той самой Фернанды) – я помню, видел в ГИТИСе в свое время их собственный диплом по “Бесам”. И хотя влившийся в труппу недавний выпуск уже вовсю занят в репертуаре, прежде всего в последней премьере Женовача “Три сестры”, разница в опыте при переносе постановки на стационарную сцену между представителями поколений отчасти сказывается. Кроме того, и концентрация энергии в стенах ГИТИСа совсем не та – но энергия, допустим, категория эфемерная, а вот особенности пространства 39-й аудитории, в исходной версии активно обыгранные, плюс его трансформация (принцип рассадки менялся от части к части, что теперь физически невозможно, конфигурация перестраивается за счет дополнительной стены, перекрывающей площадку) – обстоятельства объективные.
Тем не менее я бы поспорил с теми, кто ностальгически вздыхает о “потерях”, которые спектакль претерпел при “переносе”, “возрождении”, как эту процедуру ни назови. Что-то, безусловно, пропало – а кое-что, очевидно, нашлось, обогатило отправной замысел, в том числе и содержательно, не просто технически. Меньше стало в “Макондо”, по крайней мере в первой части, как мне показалось, эксцентрики, деталей броских, уместных в студенческом опусе, а для репертуарного спектакля избыточно-декоративных – больше “воздуха” появилось, больше полноценного драматического, осмысленно наполненного действия – при том что все эффектные решения, придумки, “фишки” сохранились; а за счет технологических возможностей машинерии СТИ, прежде всего опускающейся авансцены, даже усилилась, особенно во 2-м акте второй части (хотя работа с босыми ногами на посыпанном мукой краю ямы смотрится неоправданным риском, если честно…). Также на мой взгляд очень заметно актерски выросли исполнители ролей двух братьев – наглядно мощный Дмитрий Матвеев и внутренне напряженный Даниил Обухов, играющий “одинокого” полковника (в одном составе – а их два! То есть имеет смысл приходить на “Макондо” не по разу!)
И еще в заглавии теперь не только время, но и пространство обозначено – особенно забавно попадать в этот мифопоэтический “хронотоп” из метели, прямо из-под снега окунаться в жар латино-американских страстей. Спектакль начинается с того, что отец ведет сыновей смотреть “диво дивное” – заезжий цыган показывает по сходной цене невиданный аттракцион: лед, и оттуда главный герой выносит свою мечту о городе-утопии, построенном из ледяных кирпичей. А у нас, выходит, напротив: с холодной московской улицы – в накаленный любовью, войной и неизбывным одиночеством Макондо; куда, впрочем, как это и в 39-й аудитории происходило, все-таки врывается иногда снаружи через открытое окно настоящий снежный вихрь.
P.S. Полное заглавие – “Один день в Макондо с двумя антрактами и обедом”. Перерыв на обед, вероятно, многим необходим (не только зрителям, артистам тоже), но ради “полного погружения”, для пущего эффекта иммерсивности, пообедал за компанию и я – честно скажу: в целом день пролетает незаметно, но вот обед театру еще стоит порепетировать!
Источник: https://users.livejournal.com/-arlekin-/3925973.html?fbclid=IwAR0Z5zNTe2VgrQGNcp4PRkIATrNT4Jx1MnOXBa8fljgVvc-m124W8s86Yi0
вся пресса