«Студия театрального искусства» (“СТИ”) — самый уютный театр Москвы. Сюда всегда хочется приходить задолго до начала спектакля. В теплый день так приятно прогуляться по территории бывшей фабрики или прямиком направиться в самый лучший театральный буфет города. Если же вы сможете устоять перед соблазнами буфета, возьмите в книжном шкафу в фойе роман или повесть одного из авторов, чьи произведения с успехом идут на сцене театра, и почувствуйте себя как дома, уютно устроившись в уголке старинного дивана…
История возникновения театрального пространства, в котором сегодня располагается “СТИ”, уходит в далекий 19 век, когда на месте нынешнего здания бизнес — центра была известная на всю Россию золотоканительная фабрика Алексеевых. С 1892г. по 1917 г. руководил фабрикой Константин Сергеевич Алексеев, больше известный под фамилией «Станиславский». Он-то и открыл при фабрике самодеятельный театр для рабочих, чтобы те не «канителились» (а проще говоря, не пили) в свободное от работы время. Профессиональных актеров в той труппе не было, все роли исполняли рабочие фабрики. Но в 1904 году, после постройки здания, в театре играли уже приглашенные профессиональные труппы, в т. ч. известный оперный театр С.Зимина. В память о Станиславском, в фойе первого этажа в старинных рамочках теперь висят фотографии семьи Алексеевых — маленький Костя Алексеев, его отец, мать и брат.
«Студия Театрального Искусства» («СТИ») Нынешнему комплексу зданий, несомненно, имеющему историческую и архитектурную ценность, повезло. При реконструкции их не сравняли с землей, как это часто бывает в столице, а бережно отреставрировали и максимально сохранили в прежнем виде. Может быть, именно поэтому они столь органично смотрятся в треугольнике между Таганской площадью, набережной реки Яузы и ул. Солженицына (до 1919 года Большая Алексеевская ул., затем до 2008 г. Большая Коммунистическая ул.). За проект «Фабрика Станиславского» (включая ландшафтные решения близлежащей территории) российский предприниматель Сергей Гордеев вместе с архитектором проекта английской компанией John McCaslan & Partners был удостоен международной премии RIBA (Королевского института британских архитекторов) — за лучший международный проект 2011 года. Уж кто-кто, а англичане знают толк в сохранении архитектурного стиля города.
Официальным годом основания «СТИ» считается 2005 год, когда при участии мецената театра Сергея Эдуардовича Гордеева, первым выпускникам мастерской Сергея Васильевича Женовача в ГИТИСе было предложено занять именно тот корпус здания фабрики Алексеевых, где когда-то функционировал театр Станиславского. В тот момент возникла идея назвать театр «Фабрикой театрального искусства». Казалось это очень созвучно – фабрика Алексеевых (Станиславского) и «Фабрика театрального искусства». И так оно и было бы, если бы не популярная программа «Фабрика звезд», которая в то время шла по одному из телеканалов. В тот момент отцы-основатели все же не рискнули назвать театр фабрикой. Но мысль о ней осталась. И возникла идея: не нарушать то фабричное пространство. Оно очень стильное само по себе, и надо было аккуратно следовать этому стилю. Главной задачей при проведении ювелирной реконструкции здания будущего театра было не только не нарушить, но и где-то помочь, где-то «вскрыть» ту фабричную историю, которая существовала здесь в далеком 19 веке. Здесь остались родные стены, аутентичный кирпич, с него только сняли штукатурку и покрасили в белый цвет.
На первом и втором этажах сохранились своды Монье – замки из вертикального кирпича, такие, как делают над окнами. С этих сводов тоже только сняли штукатурку, «открыли» конструкцию. При реконструкции не изменилась историческая зона размещения зала и сцены, арка на ней. Сцена даже имеет какой-то свой характер в связи с этой аркой. В зрительном зале сохранилась вся вентиляционная система. Поскольку в этом здании были гальванические цеха, были оставлены швелера, металлические колонны. Из нового была сделана стилизованная под старину наружная медная проводка, под потолком фабричные лампы, по всему зданию дубовый, специально состаренный пол. Интересная история даже у плитки на полу в кассовом зале. В недавнем прошлом в районе Пироговки существовала фабрика «Луч» (ныне реконструирована под бизнес-центр). Там в цехах на полу лежали чугунные плитки. И когда авторы проекта реконструкции театра (в числе которых главный художник театра А. Д. Боровский) поехали смотреть эту фабрику, то увидев эту плитку воскликнули: «Вот этот бы пол нам в кассовый зал!» Плитку сначала пескоструили, потом заливали ячейки эпоксидной смолой, чтобы высокие девичьи каблуки в них не попадали.
На третьем этаже театра есть небольшой зал, всего на 35 зрителей – малая сцена. По кирпичной кладке стены в этом зале по диагонали ползет борозда – место бывшей стыковки стен фабрики с крышами других домов. Было решено ее не заделывать. Теперь этот «шрам», подсвеченный софитами, играет в спектакле «Река Потудань», олицетворяя эту самую реку. Старую мебель для фойе и буфета собирали повсюду. По задумке А. Д. Боровского это не должен был быть театральный набор, некий гарнитур, хотелось, чтобы интерьер был максимально «домашним». Полтора года собирали стулья, столы, шкафы, реставрировали их, и теперь они отдают свое тепло гостям театра. Переход зрителя из белого фойе первого этажа в серое фойе второго этажа, а затем в черный зрительный зал, где ничто не должно отвлекать от происходящего на сцене, тоже идея главного художника «СТИ». И именно по его задумке зритель проникается атмосферой спектакля еще в фойе, за большим «семейным» столом. Перед спектаклем «Три года» стол застилают белыми домотканными скатертями и ставят вазочки с домашним вареньем, перед спектаклем «Москва-Петушки» на столе любимая Веничкина водочка и закуска, перед началом «Реки-Потудань» на столе картоха в мундире и сальце на горбушке черного. Не знаю насколько это новаторский подход для театра, но меня он покорил с первого посещения!
Собственный театр мечта любого режиссера. Сергей Васильевич Женовач, ученик великого Петра Наумовича Фоменко, до появления «СТИ» осуществлял постановки в Театре на Малой Бронной, в Мастерской Фоменко, в МХТ им. Чехова, в Малом театре, ставил спектакли в Норвегии. В нынешнем репертуаре театра 9 спектаклей в постановке художественного руководителя С.В. Женовача и только один «MARIENBAD» авторства «приглашенного» режиссера, педагога ГИТИСа Евгения Борисовича Каменьковича. Этот студенческий спектакль Е. Каменькович, который тогда преподавал на курсе, ставил еще с четверокурсниками мастерской Женовача в ГИТИСе, будущими актерами «СТИ». Было решено оставить его в репертуаре студии. Сейчас это одна из самых любимых и зрителями, и актерами постановок театра. Спектакль импровизационный, живой, энергичный, и в нем уже играют два поколения, а не только те, кто когда-то его выпускал. Лично я успела побывать на нем дважды и думаю — это не предел. Еще один мною любимый спектакль «Игроки» (по пьесе Н.В. Гоголя) был создан уже в рамках театра. У него очень счастливая театральная судьба, он много показывался и в Прибалтике, и России. Когда спектакль вышел, молодые актеры только закончили институт, были молоды, открыты, сейчас многие стали отцами, стали серьезнее. И спектакль на сегодняшний момент повзрослел, возмужал, набрал очень интересную актерскую форму. В «Игроках» сохранен весь текст. Это пьеса великая, загадочная. Актеры не играют жуликов, здесь кипят подлинные страсти, разыгрываются подлинные провокации, когда действительно комар носа не подточит, как все было организовано…
Надо отметить, что на любом спектакле в «СТИ» полный зал, билеты раскупают за месяц, а то и за два вперед (касса работает ежедневно с 12 до 20, перерыв на обед с 15 до 16). В основе всех спектаклей театра работы русских и зарубежных классиков – Чехов, Гоголь, Лесков, Достоевский, Диккенс, Шолом-Алейхем, Платонов, Ерофеев. С.В. Женовач известен крайне трепетным отношением к оригинальному тексту автора и духу произведения. Из личного опыта могу сказать, что если, например, во время спектакля «Захудалый род» закрыть глаза, возникает полное ощущение, будто слушаешь аудиокнигу, настолько первозданной осталась проза Лескова. При этом ни на одном спектакле у меня не возникало аллюзий со скучным литературным театром. Здесь не гонятся за премьерами, нет такого правила «по 2 постановки к новому сезону». Именно поэтому каждый новый спектакль долгожданный и проработанный до мельчайших интонаций и деталей. Это всегда событие для театральной Москвы. В настоящий момент идет работа над «Записками покойника» Булгакова. Премьера 2012 года — «Москва-Петушки» Ерофеева с блестящим Алексеем Вертковым в роли Венички.
Зритель любит этот театр не только за оригинальные постановки классики, блестящую работу режиссера и великолепный актерский состав, но и уютную практически домашнюю атмосферу самого театра. Уют возник не сам по себе, а благодаря неиссякаемым идеям и креативным подходом к их воплощению главного художника А.Д. Боровского, продолжателя династии, сына не менее знаменитого в СССР театрального художника и сценографа Давида Львовича Боровского. Именно по эскизам Д. Л. Боровского была воссоздана оригинальная люстра из водочной стеклотары, от «поллитры» до «мерзавчика», для спектакля «Москва — Петушки». В свое время постановка нетленки В.Ерофеева планировалась в Театре на Таганке, но не сложилось. Безупречные (на мой взгляд), порой минималистичные, декорации спектаклей «СТИ» — тоже работа Александра Боровского.
Кстати об актерах. В труппу театра берут исключительно студентов-выпускников мастерской С.В. Женовача в ГИТИСе. В этом сезоне 2013/2014 такое событие произошло уже в третий раз. 7 ярких молодых артистов влились в талантливый коллектив «СТИ». И пусть вас не смущает, что в названии на первом месте стоит слово «Студия». Актеры «СТИ» не перестают учиться даже после окончания альма-матер. Вместе с режиссером в каждой совместной работе они ищут некий театральный ход, театральные средства для того, чтобы рассказать ту или иную историю. Лишь однажды сюда прийти не получится. В «СТИ» хочется вернуться снова и снова. Но не стоит отправляться сюда, в надежде посмотреть на «медийные» «сериальные» лица. Хотя некоторые актеры «СТИ», несмотря на то, что еще молоды, уже снялись в интересных кинопроектах у замечательных режиссеров. Это театр для тех, кто любит, чувствует, понимает именно театр, и получает истинное удовольствие от игры артистов на сцене, независимо от их известности и популярности. Для себя я называю «СТИ» интеллектуальным театром. Это та точка притяжения на театральной карте Москвы, где в одном месте собралась удивительная команда единомышленников, не побоюсь этого слова — братство, превратившая театр фабричных рабочих в театр-дом, притягивающий своим теплом, светом и талантом.
вся пресса