Флорентийцы говорят, что, если бы великий Данте воскрес из мертвых и прошел по улицам родного города, он без труда узнал бы улицы и дома, которые окружали его при жизни. Не знаю, как при таких же обстоятельствах оценил бы нынешнюю Таганку наш соотечественник Константин Станиславский, но, думаю, состоянием своего первого, заводского, театра он остался бы доволен.
Невысокое фабричное здание из темно-красного кирпича на улице Станиславского (дом 21, строение 7) близ Таганской площади на днях стало предметом гордости сразу трех «сословий» московского истеблишмента: Департамента культурного наследия, художников и реставраторов и театральных деятелей. Памятник промышленной архитектуры и культурного наследия был признан победителем конкурса «Московская реставрация-2011». Здание не просто отремонтировали и возродили для новой жизни, ему нашли достойное культурное применение — снова обустроили здесь театр.
Станиславский, чье имя в сознании москвичей накрепко связано с МХТ, был представителем знаменитого купеческого рода Алексеевых, владевших уникальным по тем временам золотоканительным производством. Располагалась фабрика здесь же, на Таганке, неподалеку от родового гнезда, где будущий режиссер родился и вырос. Алексеев-Станиславский не противился семейной традиции — готовился наследовать дело отцов и дедов, заботился о производстве. А вместе с тем находил время и для любимого увлечения — организовал для рабочих завода театр. С этой целью и было специально построено здание, получившее нынче высокую награду.
Любимое детище Станиславского, к сожалению, просуществовало недолго. В советское время в помещениях, где репетировали и играли актеры-непрофессионалы, разместились конторы завода «Электропровод». Стоит ли писать о том, что за эти 90–100 лет здание почти полностью износилось и пришло в негодность.
— Когда наши сотрудники увидели состояние фасада, они просто пришли в уныние, — рассказал генеральный директор строительно-реставрационной фирмы «Сокма-С» Андрей Соскин. — Казалось, сделать здесь ничего нельзя: несколько слоев штукатурки и краски пришлось снимать вручную, но даже при таком бережном отношении лицевая поверхность многих кирпичей оказалась повреждена.
Проект реставрации фасадов был разработан мастерами строительной фирмы «Сокма-С». В процессе реставрационных работ была произведена полная расчистка от загрязнений, краски, цементного раствора, произведено инъектирование — заполнение пустот и трещин специальными материалами для уплотнения массива кладки. Полностью были переоблицованы стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича.
Реставраторы собирали фасад как изысканный паззл, проверяли и обследовали каждый кирпичик, доращивали, укрепляли, разворачивая на 180 градусов те, что «прохудились» под ветром и осадками. Цель была одна — максимально сохранить образ и дух исторического здания. Были изготовлены и установлены вновь утраченные столярные блоки дверных и оконных проемов, восстановлены утраченные конструкции ограждения кровли.
Внутреннюю обстановку радикально не перестраивали: сохранили все металлические балки и перекрытия, обработали стены побелкой в бело-серой цветовой гамме, положили настоящий дубовый пол, специально художественно состаренный. Атмосферу подлинности и достоверности создали с помощью особого набора мебели в холле и столовой: есть здесь и длинный стол для семейных чаепитий, и неповторимые старинные стулья, собранные по одному экземпляру у антикваров, и старинный буфет, и шкаф с книгами. На стенах — портреты драматургов и представителей рода купцов Алексеевых.
— Мы старались ничего не трогать в этом доме, разве что сцену развернули в другую сторону, — пояснил главный художник театра Александр Боровский. — И воспринимаем мы наш театр именно как дом, а не как место службы.
— Это здание — пример того, как нужно относиться к историческим памятникам в Москве, — отметил представитель Департамента культурного наследия столицы Николай Переслегин. — Реставрация сделана со вкусом, элегантно, изящно, изысканно, и в этом ее главная ценность. При этом свежие архитектурные решения гармонично сливаются с исторической функцией здания и нисколько друг другу не противоречат.
Отдельно стоит отметить, что проект был осуществлен на частные средства. Инвестор Сергей Гордеев, взявшийся за возрождение всего комплекса зданий бизнес-центра «Фабрика Станиславского», отдал здание в полное распоряжение «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Понятно, что затраты его вряд ли окупятся, да и цели такой нет. Театр частный, камерный, почти домашний. Ставят Лескова, Чехова, Гоголя, правда, и от смелых, оригинальных экспериментов не отказываются. На один из спектаклей труппы («Река Потудань» по рассказу А.Платонова) очередь — на два года вперед.
вся пресса