Один из самых молодых и любимых зрителями московских коллективов – Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача – выпускает по одной премьере в год, но каждый спектакль становится сенсацией. В этом театре любят инсценировать прозу – Достоевского, Лескова, Платонова, Ерофеева. И вот теперь – повесть Виктора Некрасова «Кира Георгиевна». Это произведение – впервые на российской сцене. На афише спектакля подзаголовок – «Откровенные разговоры».
В Студии театрального искусства создали даже не камерный, а комнатный спектакль. Зрители погружены внутрь театрального пространства. Актеры работают то у одной стены, то у другой – так что действие происходит с разных сторон, и на каких-то сценах придется оборачиваться назад.
Такая дистанция между актерами и зрителями сопоставима с крупным планом в кино. Тут нельзя промахнуться ни в одном движении, ни в одной интонации. Это актеры уже ощутили во время прогонов. Первые показы на публику для них были очень волнительны.
«Эта дистанция всегда очень непростая, потому что здесь все очень близко, все очень рядом. И в зависимости от того, какой сегодня пришел зритель, кто сегодня сидит в зале – в зависимости от этого поворачивается своими какими-то полюсами история», – объясняет актриса Мария Шашлова.
В тексте затрагивается множество тем – репрессии, творчество, любовь. У скульптора Киры Георгиевны есть муж, друзья, поклонники. Однажды она встречает давно забытую любовь – первого мужа, который был репрессирован. Теперь ей предстоит очень непростой выбор.
«Когда было уже распределение, я подумала, что персонаж Марии очень похож на мою бабушку, потому что мы сразу определились, что главная черта характера – это смиренность. У меня бабушка такая же», – рассказывает актриса театра Полина Пушкарук.
«Кира Георгиевна» Виктора Некрасова на сцене воплощается впервые. Этого автора знают по знаменитой повести «В окопах Сталинграда», а вот другие его тексты известны мало. Писатель, который получил Сталинскую премию, позже стал диссидентом и вынужден был эмигрировать. По мнению Сергея Женовача, он не на слуху – незаслуженно.
«Это повесть, мне кажется, очень глубокая, серьезная, которая заставляет размышлять о жизни. Неоднозначная, где нет плохих и хороших, где есть просто судьбы, характеры и много мыслей о жизни, которой мы живем и сейчас в том числе», – считает режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Женовач.
Актеры говорят, в таких предлагаемых обстоятельствах, в такой истории играть просто невозможно. Здесь нужен какой-то другой термин.
Оригинал: http://tvkultura.ru/artic