11 ноября на сцене «Студии театрального искусства» состоялся юбилейный показ одного из первых спектаклей этого театра – постановки «Мальчики» по девяти главам романа Достоевского «Братья Карамазовы». Уже 10 лет спектакль, представленный в день рождения Федора Михайловича, не сходит с театральных подмостков.
Двухчасовая композиция без антракта повествует об истории нескольких гимназистов, которые проходят сложный путь духовного становления через узнавание своего сверстника Илюши, благородного и страстного до правды существа.
«…Импульсом к созданию спектакля «Мальчики» стала для меня поездка в Старую Руссу, – рассказывает режиссер-постановщик «Мальчиков» Сергей Женовач. – Она ведь была неким прообразом Скотопригоньевска – места действия романа «Братья Карамазовы». Я гулял по городу, только что прошел дождь, на дорогах остались лужи. И вдруг я увидел, как навстречу идет компания пацанов лет девяти-двенадцати. Идут шеренгой, держась за плечи, и обходят лужи, не разрывая свою цепочку, не разрушая свое мальчишеское братство. И я тут же понял, как делать «Мальчиков». Сел и за несколько недель написал композицию. И ход сразу нашелся – мальчики все время должны быть на сцене, чтобы на наших глазах с ними произошли все изменения, и они прошли путь от ненависти к любви».
У этого спектакля долгая и славная жизнь. Премьера состоялась 11 ноября 2004 года в 39-ой аудитории ГИТИСа (РАТИ), и с тех пор он почти не претерпел изменений. Все тот же условный быт улицы и дома, подворья и камни у дороги, заключенные в невидимые декорации почти пустой сцены. Тот же Сергей Аброскин в роли пса Перезвона, по-прежнему изумляющий публику перевоплощением в собаку с помощью выцветшего свитера и актерского мастерства. Тот же накал страстей после неспешного начала и катарсис во время финального марша, когда мальчики, обняв друг друга за плечи, шагают строем вперед, на зрителя, словно сливаясь с ним, и будто физически донося мысль Достоевского…
Все те же проникновенные актерские работы Александра Коручекова (в роли Алексея Карамазова, который сам уже далеко не «юноша»), Андрея Шибаршина (в роли вечного вдохновителя, который не боится ошибаться) и Алексея Верткова, способного вызвать смешанное чувство презрения и жалости к своему персонажу отца Илюши (кстати, награжденный за эту роль специальным призом жюри на Третьем международном фестивале театральных школ в Варшаве в 2005 году).
«Мальчики» были показаны на разных фестивалях, в том числе зарубежом, номинировались на «Золотую маску», принесли своему режиссеру премию «Хрустальная Турандот», а также много гастролировали по городам России, странам Европы и в США. Этот спектакль – талантливая трактовка фрагментов из романа, которые раскрывают тему взгляда подростка на жизнь и людей. Это тонкий психологический анализ разных точек зрения в разные моменты духовного и физического развития еще светлой юношеской души, умело скомпилированный в сценическое действо. И сегодня эта постановка остается свежей и трогательной, по-прежнему отличаясь студенческой искренностью в игре и режиссерской завершенностью композиционной мысли.
В «Мальчиках» нет места гендерным отношениям, любовь здесь – только братская, истинная, человеческая, заявляющая: «мы и каждый из нас – весь мир!». Именно такой любви – человека к человеку, чистой, непорочной, – так не хватало 10 лет назад и не хватает сейчас. Оттого спектакль продолжает оставаться актуальным и вершит доброе дело русского писателя, возрождая в нас веру в жертвенность, истинную любовь и великое братство.
вся пресса