В СТИ впервые поставили забытый киносценарий Геннадия Шпаликова о кризисе смысла и поиске счастья
В Студии театрального искусства (СТИ) представили спектакль по неснятому киносценарию Геннадия Шпаликова, который никогда прежде не ставился на сцене. Получилась история-сновидение о кризисе середины жизни и поиске счастья – трогательно-смешная и грустная одновременно.
Спектакль «Все наши дни рождения» – история о человеке, который запутался и не знает, зачем живет. Главному герою Мите (Андрей Шибаршин, снимался в фильмах и сериалах «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Ликвидация» Сергея Урсуляка, в СТИ играет в спектаклях «Река Потудань», «Мастер и Маргарита», «Мандат» и др.) исполняется 45 лет – «зенит жизни», как говорит он сам. И вокруг этой точки расходятся круги событий. Дома празднуют жена, дочь, родственники, коллеги, а сам он уходит из дома со старым другом Лешей (Сергей Пирняк, занят в постановках СТИ «Шествие», «Записки покойника», «Старуха» и др.).
История разворачивается в советской действительности на рубеже 60–70-х гг., с одной стороны, и с другой – в не ограниченных временем и пространством видениях, в фантастическом пограничье между воспоминанием, мечтой и сном. «Пройдя до половины» отмеренный путь, герой находит себя «в сумрачном лесу»: сажал любовь – выросла привычка, сеял мечту о настоящем деле – а получилось изобрести только некий шарик 20 лет назад, и с тех пор никаких научных побед.
Спектакль начинается с того, что Митя рассматривает фотоальбом и пытается соединить себя нынешнего с собой прежним, выудить из вороха прошлого сюжет своей судьбы и проверить, а было ли счастье, есть ли оно и возможно ли еще когда-то. Твердо, ясно и отчасти даже радостно ему помнится только война, ужас которой сплелся со счастьями юности, дружбы и первой любви. Драматическое начало срастается в спектакле с лиричностью и мягкой иронией. Сам Митя – фигура и комическая, и трагическая одновременно. Это человек с уставшей, но живой душой. Растерянный, добрый, трогательный, грустный. Он словно постоянно носит в себе неозвученный вопрос: «Как же так?..» И мается, мается, мается – одинокий даже среди людей.
В действии растоплена теплая меланхолия, а внутренний сюжет образует череда душевных усилий главного героя: он все пробует сдвинуться с точки пустоты и чувства «предзакатности» – к праву на предчувствие нового рассвета. Ему мало неказистой обыденности, и он пытается ее преодолеть. Как в сказке, ему будут встречаться помощники. Благодаря Леше Митя попадет в театр, где к нему прикрепят смешные, кривенькие, но все-таки крылья и он будет летать. Попадется на пути прохожий (Даниил Обухов, в спектакле также играет коллегу Мити Васеньку; занят в постановках СТИ «Один день в Макондо» «Три сестры», «Долгая счастливая жизнь» и др.), который подскажет, «как попасть туда» – на этих словах именинник взмахнет рукой, показывая на небо.
Прилетит его юношеская любовь Наташа (Виктория Воробьева, также исполняет в спектакле роль Кати – дочери Мити; играет в постановках СТИ «Лабардан-с», «Брехт. Швейк. Вторая мировая» и др.), чтобы напомнить ему: «Мы живые!» Она погибла на войне, но закон окончательности смерти недействителен в этой истории. И придут друзья-курсанты, с которыми они будут снова, как когда-то давно, беззаботно бегать, играя в догонялки (играют Тарас Шевченко и Эдуард Миллер, в роли молодого курсанта Мити – Александр Николаев). Нащупается все же если не счастье, то хотя бы надежда, хотя бы утешение.
«Все наши дни рождения» – одна из последних работ Геннадия Шпаликова. По его текстам для кино были сняты знаменитые фильмы «Мне двадцать лет», «Я шагаю по Москве» и др., а в картине «Долгая счастливая жизнь» он выступил также – единственный раз в жизни – режиссером. Она была написана в 1972-м, а в 1974-м его не стало. Сценарий «Все наши дни рождения» создавался в соавторстве с Сергеем Соловьевым, который и планировал его экранизировать. В главной роли он видел Иннокентия Смоктуновского. Но сделать этого не удалось – сценарий не был утвержден госкомиссией.
Едва ли эта неосуществленная киноистория – лучшая в творчестве Шпаликова. Сценарий странный и непростой, с путаной вязью событий, почти абсурдистской прерывистостью, с неустойчивыми логическими связями и недосказанностями. Не случайно режиссер Сергей Тонышев – выпускник ГИТИСа (теперь уже педагог), ученик худрука СТИ Сергея Женовача – определяет жанр спектакля как «сон». К слову, в театре он используется часто и не всегда добросовестно: любой зигзаг режиссерской фантазии, какое угодно нарушение целостности действия легко оправдать «законным беззаконием» сна. Но здесь это один из немногих возможных, если не единственный жанровый ключ к материалу – изначально несколько сюрреалистичному.
Решение поддержано сценографией – художником выступил постоянный соавтор Сергея Тонышева Филипп Шейн (среди их совместных недавних работ – «Как Фауст ослеп» в «Сатириконе», «Габриеле. Итальянская комедия» в Театре им. Маяковского). Он создает на сцене пространство особой красоты – уютное и бесприютное при этом. Реалистическое начало отразилось в костюмах, стилизованных в соответствии с эпохой, а «внереальное» – в оформлении пространства. На стенах и на полу – бежево-голубые тканевые полотна с изображением неба и облаков, а под потолком подвешены пододеяльники будто одно большое кучевое облако.
Трудность материала режиссер преодолевает в том числе юмором, который хотя и присутствует в первоисточнике, но все же в меньшем объеме. Он мягко впускает в действие озорство и радость. Порой абсолютно нейтральные реплики здесь вызывают зрительский смех, хотя подают их актеры без пышной клоунады – отчасти скупо, сдержанно, с хармсовской невозмутимостью. При этом напыление комической прелести не колеблет тихой нежной атмосферы спектакля. Возможно, иногда ему даже недостает колебаний и более амплитудного дыхания.
К сценариям Шпаликова Тонышев уже обращался: ставил в Театре на Таганке «Причал», в СТИ – «Долгую счастливую жизнь». Но и по большинству других его спектаклей отчего-то чувствуется, что это для него автор не нечаянный, а близкий и родной. Известный, главным образом, как советский киносценарист, он не просто был «еще и поэтом» – поэтом он был в первую очередь. И в прозе, и в сценариях – поэт, светлый и печальный, способный обнаруживать прекрасное в обыкновенном (равно как и мучительно горькое), сокровенное в малозначительном и неуловимо тонкое в грубой материи жизни. Со всем этим режиссура Тонышева пребывает в глубоком созвучии, и новый спектакль тому подтверждение.
Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2025/09/12/1138644-vse-nashi-dni-rozhdeniya-son-o-zhizni
вся пресса




