Театральному мастеру, чьи спектакли ценят зрители, и педагогу, воспитывающему актеров – 65 лет. «ВМ» присоединяется к поздравлениям
Имя Сергея Женовача сразу скажет о многом любителям театра. У его режиссуры, как у всего разительно талантливого, есть поклонники и противники, нет равнодушных. В его спектаклях артисты, точнее их герои, часто разговаривают со зрителем напрямую, бурные действия прячутся за прямоту слов, а пылкие эмоции скрыты под холодной сдержанностью. Его спектакли не кричат, но шепчут. Чтобы полюбить их, нужно всмотреться и прислушаться не только к тому, что происходит на сцене, но и как отзывается это в душе.
– Я бы описала подход Сергея Васильевича к режиссуре словом «суть», – рассуждает его ученица, заслуженная артистка России Мария Шашлова. – Он всегда идет от сути произведения, автора, темы. Всякий раз работа с ним – это полное погружение. Главное для него, мне кажется – человеколюбие.
Сергей Женовач родился в Потсдаме 15 мая 1957 года. Окончил Краснодарский институт культуры, руководил местным Молодежным любительским театром. Через четыре года после этого, в 1983, продолжил свое обучение на режиссерском факультете ГИТИСа у Петра Фоменко. После окончания прошел стажировку и стал преподавать в мастерской своего профессора. В 2001 году набрал первый свой курс. К его окончанию, в 2005, был показан не один дипломный спектакль, а фестиваль работ «Шесть спектаклей в ожидании театра». Тогда же на карте Москвы появился новый театр «Студия театрального искусства» («СТИ»).
– Я не смогу заключить в одну фразу то, чему учил нас Сергей Васильевич, – вспоминает студент того набора, сейчас заслуженный артист России Алексей Вертков. – Самое главное, пожалуй – любить и уважать свою профессию, выходить на сцену не просто так, а с пониманием того, что хочешь донести зрителю и миру. Еще он неоднократно говорил нам, что обучение – это большой, долгий и сложный процесс, который должен продолжаться всю жизнь, не только в стенах университета.
Преподавательскую деятельность Сергей Женовач совмещал с постановками, многие из которых получали театральные награды: «Золотая маска», «Гвоздь сезона», «Хрустальная Турандот» и другие… С 2004 года Сергей Васильевич – заведующий кафедрой режиссуры драмы ГИТИСа. С 2018 по 2021 год Сергей Женовач являлся художественным руководителем МХТ имени Чехова, тогда «Студия театрально искусства» была его филиалом. С началом весны текущего года «СТИ» вновь стал самостоятельным федеральным театром.
– Надеюсь, наш театр имеет не только «своего» зрителя, – делится мыслями Алексей Вертков. – Вообще, зрители «не свои» должны стать «своими». И мы своим делом стараемся доказать это.
«СТИ» находится в здании, которое принадлежало семье Алексеевых (настоящая фамилия Станиславского), где когда-то Константин Сергеевич открыл театр. Вишневый сад и зеленые яблоки – то, что ассоциируется у зрителей «СТИ» с самим театром сейчас. Возможность созерцать бушующий мир, сдерживаемый острым разумом – то, что ассоциируется у меня со спектаклями этого театра. Я спросила у актрисы Марии Шашловой, которая служит здесь с его основания, что, какие качества не могут сочетаться в ее представлении с Сергеем Женовачом, и получила ответ.
– Я бы не хотела даже мысленно хоть как-то ограничивать своего мастера. Великие люди тем и велики, что в любой период своей жизни могут сочетать в себе все, что угодно, любые проявления возможные в действительности. Что касается «негативных черт», я не вполне понимаю это. Мне кажется, есть просто разные стороны одного и того же. Как прекрасно подмечено в романе «Мастер и Маргарита», спектакль по которому идет у нас в театре, возможно, и Бог, и дьявол – грани одной сути, и иногда, не познав одного, ты не сможешь войти в контакт с другим.
Юрий Бутусов
режиссер
Я рад, что у меня есть возможность поздравить одного из самых важных людей в моей жизни, одного из лучших режиссеров страны, фантастического педагога. Если не кокетничать, 65 лет – это немало и, догадываюсь, не просто. Но сказать хочу вот что. Наверное, за последние три года Сергей Васильевич пережил если не самые, то одни из самых драматичных и сложных событий в своей жизни. Все это происходило на моих глазах. Буквально. Он выдержал все с достоинством и мудростью, никого не оскорбляя и не проклиная. Думаю, ему было не просто. Потому что были и обман, и предательство, и несправедливость. Выдержал. Ему не занимать мужества и воли, несмотря на внешнюю мягкость.
Теперь он опять со своими учениками, в своем замечательном доме на улице Станиславского. Он – прямой наследник великой идеи и, теперь можно сказать, мечты Станиславского о театре как Доме, как едином художественном поле. Настоящий режиссер схож с садовником, смысл работы которого – не постановка одного (даже очень хорошего) спектакля, а взращивание прекрасного неповторимого сада. Это требует особого таланта, терпения и служения. Поливать дерево нужно каждый день. Это трудно и требует жертв. И могут это не многие. Он может. И его сад шумит, цветет, веселится, грустит и делает всех нас, пусть ненадолго, счастливыми. На самом деле это и есть единственная цель театра.
И личное – десять лет назад мне повезло, и Мастер, несмотря на то, что мы абсолютно разные режиссеры, позвал меня работать в свою мастерскую в ГИТИСе. Мне посчастливилось выпустить вместе с ним два замечательных, талантливых курса. Сергей Васильевич, спасибо за помощь, доверие и дружбу…
Будьте здоровы! Мне кажется, что все происходящее с Вами – часть какого-то прекрасного пути, нескончаемого путешествия. И пусть оно не кончается долго-предолго. Обнимаю. Юра.
Источник: https://vm.ru/society/967023-rezhisser-sergej-zhenovach-otmetil-svoe-65-letie
вся пресса