Спектакль “Записки покойника” – второе обращение Женовача к творчеству Булгакова. “Мы выбрали очень сложный театральный жанр, который обозначен как “сны и кошмары начинающего литератора”, – рассказал режиссер.
Премьера нового спектакля режиссера и педагога, художественного руководителя столичного театра “Студия театрального искусства” (“СТИ”) Сергея Женовача под названием “Записки покойника” состоится на основной сцене театра в четверг.
Спектакль — не обычная инсценировка, а самостоятельное сочинение на основе подготовительных произведений Михаила Булгакова, предваряющих “Театральный роман”, а также первой редакции “Белой гвардии”, позже переработанной автором в пьесу “Дни Турбиных”.
Фантазии на тему
Спектакль “Записки покойника” — второе обращение Женовача к творчеству Булгакова. В 2004 году в МХТ им. Чехова состоялась премьера его спектакля “Белая гвардия” с творческой командой, которая участвовала и в создании “Записок покойника”. Это известный художник Александр Боровский, с которым постоянно сотрудничает Женовач, композитор Григорий Гоберник и один из самых востребованных художник по свету Дамир Исмагилов.
В постановке заняты три поколения студийцев, в том числе и новички, выпускники мастерской Женовача в ГИТИСе, только осенью принятые в труппу СТИ. В их числе Глеб Пускепалис, Дмитрий Липинский, Евгения Громова, Александр Суворов и Вячеслав Евлантьев. Роль Максудова исполнит Иван Янковский (внук Олега Янковского).
“То, что мы сейчас с ребятами сделали, — это не обычная инсценировка, — сказал Женовач в среду перед генеральной репетицией. — А собственное вольное творческое наше сочинение. Сюда включены мотивы из ранних версий, которые не вошли в окончательный вариант “Театрального романа”: “Тайному другу”, “Был май”, “Мне приснился сон…”. В основе — первая редакция “Белой гвардии”, которая писалась в одно время с “Бегом” и “Днями Турбиных”, пьесой, которую я очень люблю еще со времен МХАТовской постановки”.
По словам режиссера, период создания этих произведений был временем горечи и разочарований для Булгакова, поэтому воспринимать этот спектакль как пародию было бы неправильно, его создатели старались уйти от пародийности. Здесь нет Станиславского, а есть некий персонаж Иван Васильевич. Но слова и высказывания Константина Сергеевича, взятые из самых разных источников — его книг, записных книжек — вошли в текст.
Сны и кошмары начинающего литератора
“Мы выбрали очень сложный театральный жанр, который обозначен как “сны и кошмары начинающего литератора”, — сказал Женовач. — Это не просто повествование, сценка за сценкой. Это попытка передать в сценической реальности внутренний мир молодого, самолюбивого, ощетинившегося человека, который находится на грани своих метаний, сомнений, разочарований. Там много юмора, веселья, но все это окрашено трагическим чувством одиночества и обреченности художника. Максудов — это, конечно, не Булгаков, все это вымысел, о чем говорил и сам Михаил Афанасьевич. Отмечая, что надо отнестись к этому не как к реальным событиям, а как к какой-то метафоре, фантазии”.
Созданию этого спектакля, по мнению Женовача, очень помогло знакомство с булгаковским домом в Киеве, с теми местами, которые описаны в романах. Находясь на гастролях в Киеве, но еще не размышляя о постановке спектакля по произведениям Булгакова, труппа СТИ посетила дом-музей Михаила Афанасьевича. Так, по воле случая продолжилась традиция театра Женовача бывать на родине писателя, к творчеству которого обращается “Студия”.
По поводу “Театрального романа” Елена Булгакова писала театроведу Павлу Маркову: “Это трагическая тема Булгакова — художник в его столкновении все равно с кем — с Людовиком ли, с Кабалой, с Николаем или с режиссером. А о любви к МХАТу, о том, что это был его театр, как он был его автор, — говорить не приходится, так ясно все в романе”.
Премьера, как сказал режиссер, это “только начало жизни спектакля, и это не оправдание, а норма жизни театра, потому что спектакль рождается, когда приходит зритель”. И зрители, которым посчастливилось сегодня побывать на предпремьерном показе и которые до отказа заполнили зал, дали старт спектаклю, высказав дружное одобрение бурными продолжительными аплодисментами.
вся пресса