«Мандат» в Студии театрального искусства
Режиссер Сергей Женовач
«Мандат», филигранная комедия положений периода НЭПа, фиксирует момент максимальной экзистенциальной неопределенности нового советского человека. Павел Гулячкин (в уморительном исполнении Сергея Аброскина), представитель бывшего дворянства, обзаводится самопальным мандатом и провозглашает себя партийным, чтобы поставить на место мятежного жильца Широнкина, грозящего ему милицией, а сестру Варвару выдать замуж за влиятельного человека. Удачный план нарушает платье императрицы Александры Федоровны, оставленное семье Гулячкиных на хранение. Растерянные, но не сломленные герои «Мандата» виртуозно (и не очень) балансируют между вчера и сегодня в старательных попытках ухватить прошлое и сохранить «все, что от России осталось», но с каждой минутой все неотвратимее проваливаясь в неутешительное настоящее.
Спектакль Сергея Женовача — это коллекция первоклассных актерских работ, ансамбль артистов СТИ в своей лучшей форме. Расшатанность и зыбкость положения персонажей они передают с таким внутренним напряжением, так точно ухватив истерический нерв времени, что аж дух захватывает. Благодаря скрупулезности, с которой работает каждый артист этого спектакля, за их плечами разом угадываются и герои Островского, и Гоголя, и Сухово-Кобылина: предприимчивые и изворотливые, жалкие и несчастные, предельно напуганные и растерянные.
Помогает расположить этих героев где‑то посреди российской вечности и художник спектакля Александр Боровский: действие разворачивается внутри картинного хранилища, между новомодным Малевичем и пасторальными пейзажами, портретами Карла Маркса и представителей царской семьи. Боровский конструирует для персонажей среду, в которой было бы максимально удобно мимикрировать под любые вводные, создать необходимый антураж для своей расшатанной новой жизни. Уморительные перипетии раз за разом оттеняются универсальными отечественными константами — доносами и арестами. Вошедший в роль партийца Гулячкин самозабвенно вопит:
К финалу разудалый нэповский карнавал оборачивается трагедией маленького человека, в очередной раз так и не сумевшего ни вписаться в систему, ни одурачить ее.
Источник: https://daily.afisha.ru/advise/25754-3-teatralnyh-premery-kotorye-ne-stoit-propuskat/