6 октября на сцене нового театра Центра Барышникова откроет свой новый сезон Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача. “Мы покажем спектакль “Мальчики” по Достоевскому в Нью-Йорке, а затем сыграем его на Международном фестивале искусств в Сарасоте во Флориде”, – сказал режиссер корреспонденту РИА «Новости». В репертуарных планах театра также значится постановка спектакля “Брат Иван Федорович” по 11-й книге четвертой части романа “Братья Карамазовы”.
“Братья Карамазовы” – это огромная эпопея”, – сказал С.Женовач и добавил, что в одно время он хотел поставить в разных театрах спектакли про разных братьев. Премьера спектакля, посвященного Ивану Карамазову, запланирована на весну 2011 года. “Это десять глав, не связанных сюжетно, где главная задача – разобраться, кто же виноват в смерти отца братьев Карамазовых. Поэтому здесь, помимо Ивана, один из важных персонажей – Смердяков. Позже можно будет взять и историю Мити Карамазова”, – сообщил он. По мнению Женовача, “Братья Карамазовы” – роман, который дает материал для разноплановых спектаклей и для творческого поиска, и позволяет “говорить о главном и важном во все времена и для всех людей”.
Сам Федор Достоевский, для которого роман стал последним произведением, относился к своим «Карамазовым» очень трепетно. Сто тридцать лет назад в нелегкое для себя время, когда умер его трехлетний сын Алёша, которого, по словам жены, Федор Михайлович любил “почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что скоро его лишится”, Достоевский побывал в Москве и договорился с М. Н. Катковым о печатании в “Русском вестнике” нового романа “Братья Карамазовы”. Он ездил в Оптину Пустынь, не раз встречался со старцем Амвросием, писал все лето, чтобы осенью отдать Каткову первые главы. И дальше весь год Достоевский писал, и не раз принимал участие в литературных вечерах, где читал вслух главы из романа. Как вспоминал К. Н. Оболенский, “когда он (Достоевский) кончил, все были ошеломлены. С полминуты длилось молчание, а затем гром аплодисментов, не смолкавший 1/4 часа, потряс залу”. В письме к секретарю “Русского вестника” Н. А. Любимову Достоевский так изложил основную мысль “Братьев Карамазовых”, ради которой “пишется весь роман”: “…Заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол”.
Он писал роман непрерывно в последние два года жизни, и все равно не успел – умер через четыре месяца после публикации. «Братья Карамазовы» были задуманы, как часть эпического романа “История Великого грешника”. Часть, в которой три мальчика (Дмитрий – от первого брака, Иван и Алексей – от второго) должны будут поделить отцовское наследство – деньги… Один, Алёша, откажется сразу от всего мирского и уйдет в монастырь. Его духовный наставник, старец Зосима, станет судьёй в тяжбе старшего сына – Дмитрия с отцом. Оборвется роман потерями – старец Зосима умрёт, отправляя Алексея «на служение в миру». И слуга отца найдёт того убитым… А уж Дмитрий это сделал или нет, Достоевский нам не расскажет. Русский Гамлет оборвется на полуслове.
вся пресса