В театре Ленсовета идёт спектакль «Все мы прекрасные люди» по «Месяцу в деревне» Тургенева. А новый спектакль Сергея Женовача по «Мандату» Эрдмана можно назвать «Все мы ненастоящие люди». Ненастоящие, но придумавшие себе сотни и тысячи симулякров, как верные последователи Дерриды и дети своего времени. Потому что, конечно же, Женовач хочет много сказать именно о нас сегодняшних, а никак не о Павле Гулячкине и Москве 1920-х.
Иногда стремление, чтобы мы услышали парадоксальные максимы эрдмановской пьесы, выливается в излишнюю, на мой взгляд, пафосность – герои говорить не спешат, обмениваются репликами несколько утрированно, часто в зал, чтобы мы непременно услышали – а иногда и захлопали – например, на такие цитаты «Сейчас всю Россию переарестую», или «Здесь все, что осталось в России от России – значит, наверное, ящик легкий». И становится текст у актеров несколько тяжеловесным – как будто говорят они, не находясь в моменте, а уже прожив и осознав всю тяжесть века двадцатого, а заодно и всех перипетий двадцать первого. И хотят, чтобы и мы приложили эрдмановскую пьесу на сегодняшнее время и удивились тому, как все звучит так, будто написано вчера.
Но, мне кажется, круче было бы, если бы Гулячкина и компанию стремительно несло вперёд, а мы бы за ними только поспевали и выдергивали перлы пьесы, и складывали бы их в свою память. А так получается некий урок современной истории.
Важная метафора у Женовача – это место действия пьесы, некий склад картин (и пьеса, открывающаяся обсуждением «Вечера в Копенгагене», к этому идеально располагает), которые вынимаются из запасников, находящихся тут же, и заменяют собой любое означаемое. Всю Россию – картины с императорской семьей, и хлеб-соль – картина с бубликами, и цветы – картина с сиренью, и даже Бога – картина «Господи, верую» с каким-то караваджистским сюжетом. Герои – видимо, работники этих запасников, которые привыкли оперировать только уже изображённым смыслами, потому что или других не осталось, или так уж они воспринимают действительность – только через призму искусства. Остальное в жизни они уже не видят, а, может, картины – это и есть все, что осталось в России от России.
Определённая пафосность режиссерского высказывания не отменяет классных комедийных моментов – во-первых, всех, связанных с переодеванием кухарки Насти и принятием ее за княжну Анастасию – актриса Елизавета Кондакова, слегка переигрывающая невинность и почти тупость Настьки, начитавшейся романов про герцогов и оказавшейся всего лишь Пупкиной, а вовсе не Романовой, и правда внешне похожа на портрет великой княжны, висящий тут же. Очень классное решение с не всегда переводящимся и, кстати, отличным французским Тамары Леопольдовны в исполнении Татьяны Волковой – это поток слов, который тоже, если даже имеет своё означаемое, в этом мире уже никому не понятен, так как потерял ту основу, на которой возрос.
Замечателен и семейный анклав Сметаничей – приятно увидеть на сцене любимых по многим спектаклям СТИ Алексея Верткова и Никиту Шибаршина в ролях людей «разорявшихся, разорявшихся, да так за пять лет и не разорившихся». Герой Шибаршина срывает замок с ящика с надписью fragile путём ударения молотом по серпу, вставленному в замок – и это гениальнейшее визуальное решение. Отношения между сыном (Глеб Пускепалис) и отцом (Вертков) суммируются фразой: «Валерьян, надень значок и спрячь свои убеждения. – Значок у меня есть, папа, а убеждений нет».
Я фанат Алексея Верткова, и видеть, что именно ему отдаётся финальный аккорд спектакля, приятно. Он до бесконечности долго выводит из строя всех притихших от осознания, что «ренессанса не будет», персонажей – почти как если бы он был настоящим ревизором, появившимся в немой сцене у Гоголя. Делает он это испепеляющим рефреном «И ты – ненастоящий».
Но личным открытием стал Гулячкин в исполнении Сергея Аброскина, который в искреннем желании стать человеком бессмертным при любых режимах идёт на все. В своём мальчишеском упоении новообретенной свободой на всех кричать, туфлей о Маркса бить и мандат показывать он-то как раз до парадоксальности настоящий!
Источник: https://t.me/krutotypopala/225
вся пресса