В Студии театрального искусства состоялась премьера спектакля по бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», но под необычным названием — «Лабардан-с», как сценическая версия театра в постановке Сергея Женовача, сценографа Александра Боровского, а также художника по свету Дамира Исмагилова и музыкального руководителя Григория Гоберника. Как обещал режиссер, спектакль будут играть блоками по два–три спектакля подряд по причине уникального пространства сцены.
В спектакле заняты актеры СТИ: Сергей Аброскин, Александр Антипенко, Ольга Балацкая, Виктория Воробьева, Вячеслав Евлантьев, Никита Исаченков, Сергей Качанов, Елизавета Кондакова, Мария Корытова, Лев Коткин, Игорь Лизенгевич, Дмитрий Липинский, Александр Медведев, Эдуард Миллер, Варвара Насонова, Александр Николаев, Даниил Обухов, Сергей Пирняк, Александр Прошин, Глеб Пускепалис, Глеб Ромашевский, Анна Рудь, Нодар Сирадзе, Александр Суворов. А также 19 приглашенных артисток массовых сцен, изображающих полуобнаженных армид из сна городничего. Звучит музыка Верди, Бизе, Оффенбаха, Россини, Генделя.
Насчет названия вроде есть вопросы, ведь лабардан – рыбное кушанье, которым потчуют главного героя пьесы, а пришедших на спектакль зрителей (по традиции театра) угощают супом из самого Парижа на основе лабардана, то есть, попросту говоря, трески. И с пространством необычная история. Были постановки, где герои буквально обнажались на глазах зрителей, в СТИ пошли дальше: все действо происходит в бане, скорее напоминающей термы, где древнеримские аристократы проводили большую часть жизни, а не русскую дровяную парную. Привет Гоголю, жителю Рима долгие годы! Провинциальная «элитка» собралась на совещание, чтобы доложить мэру о делах и делишках, где их всех и настигает весть о якобы явившемся в их город инкогнито из Петербурга…
Пьеса ничуть не пострадала от этаких пердимоноклей с полуголыми телесами участников сходки. Весь наш родной и вечный, можно сказать, хрестоматийный российский менталитет с его взятками, доносами, враньем, угодничеством перед начальниками и так далее, жив и бессмертен, судя по реакции зала и бесподобной игре актеров, которые, несмотря на экстремальные условия (попрыгайте три часа из купели то туда, то обратно, окунаясь с головой и пытаясь все же прикрываться простынками).
Якобы чиновника из Петербурга, завравшегося по самое не могу, играет Никита Исаченков. Таких Хлестаковых, кажется, российская сцена еще не видела, не даром его без конца то вылавливает из воды и носит на руках то городничий, то слуга Осип, и вообще это существо не просыхает на протяжении всего действа. Не просыхает в прямом и переносном смысле, так как сначала от голода, а потом от обильного угощения и возлияний на ногах стоять не в состоянии и все время норовит окунуться. Даже в любовных сценах действует на автопилоте. И очухивается только сбежав из этого гостеприимного места, населенного свиными рылами.
Городничий в исполнении Дмитрия Липинского предстает в образе этакого патриция в тоге, хозяина городка с немалыми амбициями, поощряя подданных обмануть ревизора в надежде, что как обычно откупится. Но приснившиеся накануне громадные крысы! Этот образ застрял в голове и не отпускал до самого финала, пока Хлестаков не попросил руки Марьи Антоновны. Тут уж Антон Антонович расслабился, устроив пир горой, пуская пыль в глаза всему городу – скоро в самом Петербурге будет при делах. Вместе с женой размечтались за уставленным яствами столом. Но на праздник явился тот самый почтмейстер и раскрыл все карты, принеся письмо Хлестакова, где тот остроумно прошелся по всем обитателям города N. И вот этот напыщенный чинуша, осознав свой промах, бухается в тот самый бассейн, сметая скатерть и блюда прямо в воду. Очень смешная и сильная сцена, придуманная режиссером.
Сергей Женовач сумел так здорово, по-современному, представить знакомую всем комедию, которую еще сам царь Николай I даже похвалил, сказав, что и ему тут досталось. Может и нынешние владыки призадумаются…
Источник: https://mospravda.ru/2022/11/02/601609/
вся пресса